Что делать если нечего делать

Конечно, два десятка московских выпускников не могут отвечать
за всех. Каждый отвечает сам за себя. А за них за всех, за
то, с чем выходят за школьный порог, — родители, учителя.
И современное общество, увы, не в лучшую сторону корректирующее
то, что семья и школа постарались вложить в своих детей.
Многие журналисты «Известий» участвовали в составлении
вопросов. Отвечали нам ребята, не списывая у соседа, честно.
Попробуйте составить портрет поколения, исходя из их ответов.
Какие воспоминания оставила школа?
— В общем, светлые, приятные. Плохое, как правило, не вспоминается
или воспринимается как определенный опыт, который обязательно
пригодится во взрослой жизни.
— Здесь я научилась понимать и чувствовать то, что пишу,
читаю. Эта школа дала возможность развиваться, реализовать
себя. Я стала лучше, умнее, узнала много интересного, но не
нашла друзей. Впрочем, последнее не зависит от школы, просто
получилось так.
— Профессии, требующие высоких профессиональных способностей
и общения с новыми людьми.
Что предпочтительнее — интересная «дешевая» работа или
высокодоходная скука?
— Конечно, лучше получать большие деньги в скуке, а уж
с деньгами всегда найдешь интересное и развлекательное.
Что делать если нечего делать: Смотря на каком этапе жизни. В молодости — скорее всего,
первое. Позднее, когда появится необходимость в стабильности,
определенном жизненном уровне, предпочтительнее второе.
— Деньги важнее.
— Высокодоходная скука. Весело будет, когда деньги получу.
— Лучше найти высокодоходную скуку, чтобы потом сделать
жизнь интересной.
— Конечно, интересная «дешевая» работа.
— Подготовка к экзаменам, бессонные ночи, переживания по
поводу каждой двойки.
— Годы «безоблачного детства». С одного бока подпирает
дом, со второго — школа. Живи, учись и ни о чем не задумывайся!
А с другой стороны — первые проблемы и разочарования (иногда
и неврозы), первый опыт настоящих человеческих взаимоотношений.
Уменьшенная модель общества. Тут есть все: дружба, любовь,
честность и — непорядочность, подлость, предательство. Школа
— один из этапов жизни, так что особой ностальгии чувствовать
не буду. Пока!
— Иногда было весело, особенно на дискотеке и в туалете
во время перекуров.
Испытываешь ли ты страх перед вступлением во взрослую жизнь?
— Скорее, нет. Не страх, а любопытство. И потом ведь взрослая
жизнь начинается не после окончания школы, а когда сам начинаешь
ощущать себя взрослым — больше понимаешь, чувствуешь ответственность
за свои поступки.
— Нет, я еще в нее не вступаю.
— Нет, я уже давно в нее вступила.
— Наоборот, рвусь в нее с полной воздуха грудью.
— Страха нет, только некоторое волнение перед будущим.
Какие профессии считаешь сейчас самыми престижными?
— Юрист, главный бухгалтер, директор банка, дипломат, личный
врач.
— Наверное, руководящие должности, которые приносят большую
прибыль.
— Юрист, экономист, банкир, крупный производитель (заводчик,
любой специалист в любой области), специалист по информационной
безопасности.
— Сейчас — коммерсант и прочее, но в будущем престижными
будут другие — учителя и врачи.
— В области шоу-бизнеса и экономики. (Но будущее — за психологами!).
— Юрист и профессии, связанные с экономической, социальной
сферами, с компьютерами, знанием языков.

(Только трое из всех выбрали интересную, но низкооплачиваемую
работу).
Вызывает ли зависть жизнь новых русских?
— Новые русские разные. Многие — «прикинутые» идиоты с
распущенными веером пальцами и толстыми кошельками. Этих —
презираю. Но есть и такие, кто сколотил свое состояние собственным
умом и интеллектом, вовремя сориентировавшись в новых условиях.
Таких уважаю.
— Я об этом и сам мечтаю.
— Отношусь как к нормальному явлению. Если деньги заработаны
более или менее честным путем, тогда нужно отдавать должное
уму этих людей, организаторским способностям.
— Они меня бесят — тупые создания, успевшие вовремя подсуетиться.
Верх бескультурья и невежества.
— Вызывают и зависть, и уважение. Настоящие, крепко стоящие
на ногах, они, будучи молодыми, много и тяжело потрудились
в 89-93-м гг. Их жизнь вызывает только стремление добиться
их уровня жизни.
— Сейчас очень многие получили возможность зарабатывать
деньги честным предпринимательством, то есть своими мозгами
и руками. Появление таких русских надо всячески поддерживать.
— У меня всегда один вопрос: как они заработали эти деньги?
Бандиты в нашей стране были всегда, просто с началом перестройки
для них образовалась очень благоприятная ситуация нестабильности.
Сколько тебе нужно для полного счастья?
— Очень-очень много. А вообще-то не в деньгах счастье.
— Счастье — всего лишь миг в жизни, который осознаешь только
после его прохождения, поэтому никогда не угадаешь, что же
для него нужно.
— Счастье не в количестве, а в его качестве.
— 100 г — успеха, 200 г — любви и 300 г — понимания.
— Если вы о деньгах, то сейчас — нисколько. Счастье — не
в материальных ценностях. У человека должны быть работа, семья,
религия (какая, не важно). В ближайшем будущем — образование.
— Очень-очень много + бесконечность!
Что выберешь: отслужить в армии или любым способом избежать ее?
— Конечно же, избежать. Это ведь два года, вычеркнутых
из жизни, если тебе ее вообще сохранят!
— В настоящее время у нас армии нет.
— Пока думаю.
— Армия меня не пугает, но не хотелось бы терять время
впустую.
(Большинство ответило одинаково: предпочту избежать).
Хочешь быть похожим на своих родителей?
— Нет, не хочу идти по их стопам. Это движение по кругу.
— Хочу быть лучше их.
— Да, но я думаю, что это невозможно. Каждый человек индивидуален.
Я могу лишь перенять их самые лучшие качества — вот моя задача.
— Не во всем. По профессии — да, по убеждениям — не очень.
— Похожим — нет. Хочу быть их достойным продолжением, реализовывать
их надежды, а главное, что хочется перенять, — их интеллигентность.
Знаешь ли свою родословную, до какого колена?
— С 1913 года, начиная с прапрадеда матери и отца.
— Где-то до прапрадедов.
— Достаточно плохо.
— До пятого колена. Одно время очень этим интересовалась,
спрашивала у родителей и бабушек, но они сами немного знают.
(Большинству известно, кто были прадеды, не глубже).
Любовь есть?
— С тех пор, как мыслю, — люблю.
— Она не может не «есть»!
— Наверное, есть, но я не так много о ней знаю.
— Нет, существуют только желание и увлечение.
— Для меня — да. Но я встречала людей, которые уверяют,
что есть только половое влечение. Это зависит от человека.
К тому же ты не знаешь, что чувствует другой человек, что
он называет любовью. Некоторые, может, вообще не способны
любить, другие — не хотят в этом признаться.
— Есть. Где — не знаю.
— А как же!
Способен ли ты пойти на компромисс с самим собой? Ради
чего?
— Если это нужно будет не только мне, но и моим близким,
то способен. Ради себя одного — никогда.
— Да, ради чего-нибудь особенно важного.
— У любого человека в жизни складываются ситуации, когда
необходимо это сделать.
— Всю жизнь этим занимаюсь, считаю срединный путь самым
перспективным.
— Принципов и взглядов не меняют лишь идиоты: все зависит
от обстоятельств.
(Почти все ответили, хоть и с оговорками, «да»).
Согласен ли, что в жизни все надо попробовать, даже наркотики?
— Пробовать надо все, но — знать меру, не уверен в себе
— не пробуй.
— Да, безусловно. Конечно, лучше без наркотиков, но их
очень трудно избежать.
— Если у человека есть голова на плечах, никогда он к наркотикам
не прикоснется.
— Наркотики — для слабых, не имеющих сил справиться с трудностями.
— Главное, чтобы дальше, чем «пробовать», это не пошло.
— Когда я все попробовал, считать так перестал.
Есть ли у тебя кумир? Кто?
-«Не сотвори себе кумира», — написано в Библии, однако
уважаю Фредди Меркьюри из «Квин».
— Я не создаю себе кумиров, у меня нет любимых актеров,
певцов и т.д. Я могу уважать личность.
— «Кумир» — понятие абстрактное, идея, как, например, идея
Бога. Делая кумира из человека (Ленин, Сталин), мы становимся
его рабами. Любой человек имеет право на ошибку, у каждого
есть возможность стать другим, а кумир должен строго соответствовать
образцу, который сложился у людей. Так не бывает.
— Нет, хотя наш учитель по истории мог бы им стать.
— Кумиров ищут несамодостаточные люди.
Поступок, которым гордишься? Которого стыдишься?
— Сложно сказать. Я могу приносить радость людям, быть
им хорошим товарищем.
— Стыжусь, когда приходится врать.
— Горжусь почти всеми своими поступками, а те, которых
стыжусь, стараюсь забыть.
(Многие отказались отвечать на этот вопрос).
Через десять лет тебе предлагают пост в правительстве.
Откажешься? Возьмешься?
— Смотря какой пост. Но, скорее, откажусь, не люблю политику.
— Откажусь. Политика — грязное дело.
— Будет зависеть от политической ситуации в России.
— Если меня заинтересует предложение и в команде будут
толковые люди, может быть, возьмусь. Но вообще политика —
это не мое.
(В целом ответы отрицательные).
Считаешь ли, что молодое поколение всегда умнее, смелее,
прогрессивнее старшего?
— Времена меняются, а молодым легче приспособиться к этим
изменениям. А вот, что оно умнее, не уверена. У старших все-таки
опыта больше.
— Не всегда. Попадаются индивидуумы, которым не мешало
бы поучиться у своих предков.
— Нет. Интеллектуальные и другие способности человека далеко
не всегда зависят от возраста.
— Молодые обычно прогрессивнее старших. Но умнее — не всегда.
— В чем-то да, но на свои «корни» тоже нужно опираться.
— Молодое поколение лучше оценивает свои проблемы, старшее
— свои.
— Сложный вопрос. Мое поколение — поколение индивидуалистов
со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами.
Кто из политиков вызывает уважение?
— Новый премьер-министр России Кириенко. Молодой, энергичный,
умный человек, который старается для России.
— Все они дураки.
— Жириновский В.В.
— А.Лебедь. Не разделяю опасений демократической общественности
по поводу установления им диктатуры. Он — единственный человек,
который действительно проявил себя в деле — остановил войну
в Чечне.
— Черномырдин.
— Кириенко. Лебедь. Явлинский.
— Из нынешних — никто. Из тех, которые были, — П.А.Кропоткин.
— Очень уважаю Чубайса. Он не столько политик, сколько
умный экономист, человек, знающий свое дело.
(Немало одинаковых ответов: «Политикой не интересуюсь»).
В 2000 году ты будешь впервые голосовать, каким должен
быть кандидат в президенты, чтобы ты отдал за него свой голос?
— Проще сказать, каким он не должен быть. Он не должен
быть коммунистом.
— В первую очередь честным. Но все они стремятся обмануть
народ, поэтому надо очень серьезно подумать, прежде чем выбрать
кого-либо.
— Если учитывать, что честных и бескорыстных политиков
не бывает (люди перестают быть таковыми, приобретая власть),
то очень сложно представить реального человека, способного
вывести нашу страну из кризисной ситуации.
— Я проголосую против всех. Какая разница, кто будет этим
кандидатом!
— Честным, разумным, не обещающим звезд с неба, мирным
и мудрым.
— Главное, чтобы был честным и умным. Чтобы не обманывал!
Но в наше время трудно найти достойного кандидата.