Рынок внедорожников в 2016 году глазами импортеров

Игорь Кононенко, первый вице-президент концерна «Укрпроминвест»,
вице-президент Ассоциации украинских автопроизводителей:.
— Автомобильный рынок Украины в 2000 г. — это рынок подержанных 7-8-летних
автомобилей из Европы ценой до $5000. Формированию такого рынка
способствовало распоряжение Кабинета министров, разрешающее ввоз
автомобилей со сроком эксплуатации до 8 лет.
Рынок новых автомобилей достаточно узок и традиционен: авто российского
производства и дешевые (до $10000) иномарки, прежде всего корейские
автомобили и Skoda. Остальные известные мировые бренды стоимостью выше
$18000 занимают нишу не более 2% общего объема продаж.
Существенным событием в деятельности нашего предприятия явилось
предоставление нам прав официального дистрибьютора Suzuki Motors Corporation — мирового лидера в производстве автомобилей малого класса и автомобилей с приводом на все колеса. Это позволило нам войти прежде всего в новый ценовой диапазон, а также продвигать новый внедорожник suzuki grand vitara. В настоящий момент мы проводим осеннюю акцию со значительным снижением цен на предлагаемые нами автомобили, активно используем кредитные схемы продажи.
Основной результат деятельности нашей компании за прошедший год — развитие
«Луцкого проекта» (сборка автомобилей на Луцком автомобильном заводе) и
дальнейшая производственная кооперация с Волжским автозаводом. Это
позволило нам, несмотря на «давление» со стороны рынка подержанных
автомобилей, увеличить объемы продаж на 10%.
Модельный ряд, предлагаемый нашим потребителям, остался без изменений, хотя
в планах компании — отказ от реализации на рынке Украины автомобилей,
объемы продаж которых стабильно низки (в частности, речь идет о бренде
Isuzu).
В связи с тем, что правительство Украины приняло закон, увеличивающий
ввозные налоги (акциз и пошлины) на подержанные автомобили, структура рынка
продаж в 2001 году значительно изменится в пользу новых авто, и в первую
очередь произведенных у нас в стране. Планы нашей компании — собрать на
Луцком автозаводе 10000 автомобилей ВАЗ, 2000 УАЗов и 5000 ЛуАЗов
(модифицированных). Кроме того, планируем реализовать 5000 автомобилей
японского и корейского производства (Subaru, KIA, Hyundai).
Андрей Гнитецкий, менеджер по рекламе и связям с общественностью
СП ЗАО «Днипро Мотор Инвест», официального дистрибьютора компании
Honda Motor Co., LTD. в Украине:.
— Состояние автомобильного рынка в прошедшем году охарактеризовать
достаточно сложно, поскольку это, скорее, был мертвый сезон. Спрос
постоянно сокращается: покупателей, которые могут себе позволить приобрести
новые автомобили, немного. В то же время предложение столь же широко, как и
ранее. Конкуренция между импортерами различных марок постоянно возрастает,
так как мы все рассчитываем на одну не очень большую группу потребителей.
Нам удалось удержать позиции на рынке, однако объемы продаж пусть и
незначительно, но сократились. Для того чтобы привлечь новых клиентов, мы
стараемся предлагать им наиболее выгодные условия, в том числе и схемы
продажи автомобилей в кредит или на условиях лизинга, но на увеличение
продаж подобные меры, как показывает опыт, серьезно не влияют. Прежде всего
необходимо уделять внимание продвижению новых моделей, поскольку именно
знание марки и моделей влияет на продажи в первую очередь.
Многие поставщики автомобилей пытаются спасти положение, предлагая менее
дорогие модели. Имея широкий модельный ряд, профессиональный уровень
специалистов станции технического обслуживания и отдела продаж, а также
учитывая возрастающий интерес к автомобилям марки Honda, мы остаемся
уверенными в увеличении наших возможностей в следующем году.
В следующем году — прогнозируем увеличение доли продаж новых автомобилей в
сегменте до $10000.
Елена Ханина, коммерческий директор ООО «Укравтоцентр»,
официального импортера Automobiles Citroen в Украине:.
— Автомобильный рынок не является обособленным от общей экономической
ситуации в стране, которую трудно охарактеризовать как процветающую.
Естественно, с падением платежеспособного спроса обострилась конкуренция. А
это, в свою очередь, заставило автомобильных трейдеров искать новые
возможности продвижения «своей» марки.
Основной спрос был сосредоточен в ценовой нише до $14000.
В целом 2000 г. был достаточно удачным для нашей компании. В апреле был
открыт новый шоу-рум Citroen. Нам удалось удержать свои позиции на рынке
коммерческих автомобилей и занять свое место в новой для нас нише минивэнов
благодаря новой модели Xsara Picasso. К сожалению, мы пока не можем
полностью удовлетворить спрос на эту модель в связи с тем, что она до сих
пор «нарасхват» в странах Западной Европы. Кроме того, дали положительный
результат новые схемы продажи в кредит популярных коммерческих фургонов
Berlingo и Jumper.
В будущее, как положено, смотрим с оптимизмом. В следующем году на нашем
рынке появятся обновленные Citroen Xsara и Xanua (которая теперь будет
носить имя C3). Кроме того, мы разрабатываем схемы продажи автомобилей в
кредит частным лицам.
Родион Карпович, координатор дилерской сети ДП «АВТО Интернешнл»,
правопреемник ДП «Мазда Моторс Украина», представляет интересы
японских производителей Mazda, Isuzu, Suzuki:.
— Ситуацию на рынке новых автомобилей в этом году, по сравнению с
прошедшим, можно описать как стабилизирующуюся. Наблюдается прогресс в
динамике продаж новых автомобилей. Конкуренция усилилась, причем не столько
ценовая, сколько конкуренция профессионализма, высокой организации
управления, качественного уровня обслуживания.
Основной спрос был сосредоточен в ценовой нише от $10000 до $15000, если не
принимать во внимание автомобили производства стран СНГ.

Развитие автомобильного рынка Украины в ближайшее время будет в
значительной степени зависеть от законопроекта, регламентирующего временный
ввоз, растаможивание автомобилей и агрегатов и т. д., который подан на
рассмотрение президенту.
Олег Папашев, председатель совета директоров СП «АвтоЗАЗ-ДЭУ»:.
— Цивилизованный автомобильный рынок в Украине сегодня полностью
отсутствует, в этом мы убедились на собственном горьком опыте более чем
2-летней борьбы за выживание. Государством была сделана попытка
сформировать законодательную базу, которая стимулировала бы развитие своего
автомобилестроения, но намерения так и не были реализованы, экспансия
импортных, особенно подержанных автомобилей не была остановлена. В любой
другой стране, где действительно заботятся о собственных производителях,
ситуация, когда доля продаж новых отечественных автомобилей составляет
всего 5% рынка, вызвала бы однозначную реакцию. К Украине это относится в
первую очередь — ведь у нас есть и мощности, и опыт производства легковых,
грузовых, специальных автомобилей, автобусов, материалов и комплектующих
для них.
В 1999 году парк Украины увеличился на 335,5 тыс. авто, из которых 16,5
тыс. — национального производства, в том числе 12,6 тыс. — нашего СП, а 319
тыс. — импорт разными каналами, причем из каждых 8 импортированных
автомобилей только с одного получены налоги и сборы, а 7 — ввезено
беспошлинно.
Мы постоянно ведем поиск новых, даже в ущерб собственным экономическим
интересам, путей к нашим покупателям — широко использовали предновогодние
скидки, внедрили систему продажи в кредит, продолжаем совершенствовать сеть
продаж: в частности, союз с «УкрАвто» позволил предложить клиентам
качественно новый уровень сервисного обслуживания в сотнях автосалонов, СТО
этой корпорации во всех регионах Украины.
За 9 месяцев текущего года произведено 8755, реализовано — 9733 автомобиля.
Растет число продаж «Ланосов», «Нубир». Самой популярной и доступной
моделью остается «Таврия», стоимость которой в пределах $2000. Качество
этой модели сегодня намного выше цены, и при продаже мы, по сути, дотируем
покупателя. 8-10-летние иномарки только перебивают рынок, а не конкурируют
с нашими новыми автомобилями. Кстати, «серый» и «черный» ввоз бывших в
употреблении иномарок вредит не только нам, но и легальным импортерам и
дилерам в Украине.
Большие надежды мы связываем с новым законом, который может положить начало
формированию цивилизованного автомобильного рынка в нашей стране. Хотя
одним законом проблему решить нельзя. Необходим комплекс мер, с помощью
которых в интересах Украины были бы установлены обязательные и понятные для
всех «правила игры» на автомобильном рынке, необходима общегосударственная
концепция, программа развития украинского автомобилестроения. Очень
показателен в этом смысле опыт Польши, Румынии, Узбекистана и других стран,
где созданы действительно благоприятные условия для развития собственного
автомобильного производства.
Виктор Иванченко, председатель правления компании «Автотрейдинг»,
официальный представитель Skoda и ВАЗ:.
— Итоги 1999 года обозначили благоприятные тенденции, наметившиеся в
развитии автомобильного рынка: увеличение доли новых автомобилей,
сокращение доли внутренних перепродаж, увеличение доли автомобилей
украинского производства. Все это указывало на омоложение автомобильного
парка и позволяло прогнозировать увеличение спроса на новые автомобили в
2000 году. И тенденции подтвердились.
Что касается структуры потребительского спроса, то по-прежнему самыми
популярными ценовыми диапазонами являются до $6500 и из более высоких — от
$10000 до $15000. По-прежнему ВАЗ и ГАЗ остаются вне конкуренции но, что
особенно приятно для нашей компании, Skoda поднялась в своем рейтинге и
теперь занимает третье место по объемам продаж новых автомобилей.
Естественно, развитие рынка происходит на фоне все обостряющейся
конкурентной борьбы: растет количество предложений на рынке, развиваются
компании — каждая из них стремится укрепиться на рынке и расширить свою
долю. Сейчас можно выделить четыре основных направления, по которым
развивается борьба за потребителя: цены, дополнительные услуги, сервис,
обновление модельного ряда.
Для «Автотрейдинга» 2000 год стал важным этапом в укреплении и развитии
бизнеса. Благодаря нашей маркетинговой политике нам удалось значительно
укрепить имидж марки Skoda. В сентябре мы провели презентацию двух новых
моделей Skoda Fabia и Octavia Face Lift. В Киеве был открыт первый в
Украине автосалон Skoda, выполненный в полном соответствии с корпоративными
требованиями Skoda Auto. Вместе с тем развитие дилерской сети, повышение
квалификации торгового персонала, развитие сервиса позволили нам не только
сохранить свою долю на рынке, но и существенно увеличить ее. В настоящее
время доля компании равна 50% от общих продаж автомобилей Skoda в Украине.
Учитывая динамику рынка последних двух лет, а также законодательную
политику нашего государства по регулированию автомобильного рынка, я думаю,
что тенденция, направленная на увеличение доли новых автомобилей в
структуре рынка, будет продолжать развиваться. Скорее всего, получат
дальнейшее развитие сборочные украинские проекты. При этом общая динамика
рынка составит 15-20% от показателей 2000 года.