Ремонт автомобильного кондиционера

В субботу в Москве состоялся пробег ретроавтобусов по первому в столице
автобусному маршруту. Длинная колонна раритетных машин продиралась через
московские заторы полтора часа, хотя 80 лет назад этот маршрут от
Белорусского вокзала до метро «Комсомольская» занимал всего 25 минут.
«Икарус-55» — основной советский пригородный автобус 50-х годов — оказался совсем непригоден для современных
пробок. Его система управления, основанная на пневматике, после нескольких
частых торможений просто «выдохлась», поставив под угрозу все мероприятие.
Но положенный маршрут «Икарус» все-таки проехал, пусть и медленно.
К полудню добравшись до проспекта Сахарова, все автобусы выстроились
возле тротуара и открыли двери салонов для посетителей. Ими стали случайные
прохожие и группа знатоков ретро, облепивших сотрудников московского Музея
наземного пассажирского транспорта, где и прописано большинство московских
ретроавтобусов.
Возглавлял колонну первый отечественный послевоенный автобус АКЗ-1. Он
впервые после реставрации показался на московских улицах. Такие автобусы
собирали после войны на базе «полуторок» и трофейных шасси мизерным тиражом
— всего в количестве 20 штук. Несмотря на то что внутри автобус отделан
деревом и восстановлен до мельчайших подробностей, он остается довольно
тесным и неудобным. «Уже два человека в проходе салона не могли разойтись,
— рассказал «Известиям» замдиректора музея Михаил Егоров. — Да и двери у
автобуса были неавтоматическими. Их открывал кондуктор — это являлось его
главной обязанностью».
Сопровождавшие колонну чиновники успели пожалеть, что вовремя не сделали ремонт и диагностика кондиционера авто по низким ценам. Между тем
сегодня у богатых любителей экзотики пользуются популярностью прогулки на этих «старичках». Не всем поездка далась легко.
Салон автобуса не отапливался. Двигатель был вынесен вперед, и зимой
тепла от него в салоне не чувствовалось, зато летом в салонах была
настоящая баня. Но, несмотря на все неудобства, АКЗ-1 оказался главной
достопримечательностью пробега. Это старейший из всех сохранившихся в
России автобусов.
Следом за главным раритетом выставки выстроились ЗИС-154 и ЗИС-155 —
городские автобусы 50-60-х годов. Восьмитонные ЗИС-154 — довольно
комфортабельные, но очень дорогие машины с первыми в СССР автоматическими
дверями. Этот автобус уникален тем, что едет «на электричестве». Настоящий
ажиотаж вызвал вид подкапотного пространства этой машины, где стоящий
поперек корпуса внушительного вида движок с ревом крутит генератор, ток от
которого приводит в движение весь автобус.
Возле ЗИС-155 — самого распространенного в советских городах полвека
назад автобуса пара немолодых фанатов с горящими глазами расстелила прямо
на асфальте описания старинных автобусов. Они жарко спорили о том, кто у
кого крал дизайн автобусов — «Мерседес» у наших или наоборот. Эти
«эксперты» рассказали, что реальную ценность представляют всего несколько
из стоящих в колонне ретроавтобусов. Остальные оказались не особо
«древними» — это машины периода застоя. Впрочем, все они у нас в стране
сохранились в единичных экземплярах, причем те, что в субботу можно было
увидеть на Каланчевке, на 100% восстановлены из оригинальных деталей.
«Вплоть до эмблемы Завода им. Сталина на капоте, — уточняет эксперт музея
Михаил Тиунчик. — На эмблеме завода — так и не построенный Дворец Советов,
только с красным полотнищем на крыше вместо статуи Ленина».
Простояв в центре Москвы нескольких часов, автобусы начали разъезжаться.
Несмотря на «древность», никого не пришлось тащить на буксире, все сами
завелись и, подрезая иномарки, стали пробиваться к местам постоянной
стоянки. Обычно работы у этих машин немного — автомобильная массовка в кино
да работа напрокат. Сегодня любой желающий может покататься на раритетном
автобусе — для этого надо лишь оплатить стоимость его аренды. Правда,
обойдется это в кругленькую сумму — от 3200 рублей в час. Это раза в
полтора дороже, чем почасовой прокат лимузина VIP-класса.