Период относительного затишья на рынке пластиковых платежных средств, похоже, меняется — Петербург без Матвиенко

Период относительного затишья на рынке пластиковых платежных средств, похоже, меняется

ПЕРИОД относительного затишья на рынке пластиковых платежных
средств, похоже, меняется агрессивным поведением его участников.
Сразу несколько крупнейших банков-эмитентов значительно снизили
тарифы на открытие и обслуживание карт международных платежных
систем. Инициатором здесь стал «Российский кредит», сразу
в два раза снизив размер первоначального взноса по картам
«Виза классик» и «МастерКард Масс».
На вызов оперативно отреагировали другие наиболее активные
участники этого сегмента рынка. Альфа-банк уменьшил первоначальный
взнос, «Кредит-Москва» — страховой депозит, Сбербанк РФ, Автобанк,
Уникомбанк и Токобанк — и то, и другое. Мост-банк объявил
о введенных им с середины мая по середину июня льготных тарифов
по обслуживанию пластиковых карт. От признанных лидеров не
отстают и молодые: начали эмитировать собственные «Еврокард/МастерКард»,
Банк Москвы и СДМ-банк, а БашКредитБанк и банк «Нефтяной»
снизили по картам тарифы.
От разовых мер банки переходят к разработке и реализации целых программ. Скажем, тот же «Росбанк» широко заявил о новой стратегии завоевания рынка. Банк отказался от страховых депозитов по всем видам карт, и начла бесплатно выдавать всем клиентам международные дебетовые карты «Виза электрон». По словам заместителя председателя правления банка Павла Иванова, все эти меры «ни в коем случае не демпинг, а попытка выйти на новую категорию потребителей пластиковых карт — людей со средним уровнем дохода». К этой группе относятся почти 20 миллионов человек, доход которых не превышает 400-500
долларов в месяц. И лишь менее миллиона из них имеют международную
пластиковую карту. Таким образом, «Российский кредит» претендует
на огромную, ока неосвоенную конкурентами территорию.
В погоне за клиентом банки, помимо снижения тарифов, придумывают
и другие способы привлечения к себе внимания. Так, Инкомбанк
провел лотерею среди владельцев пластиковых карт. Другие же
пошли по пути разработки и внедрения эксклюзивных услуг, которые
могут стать решающими в выборе потребителя. Например, Мостбанк
известен своей страховкой зарубежных поездок, а «Российский
кредит» предлагает карточки детям старше 10 лет, возможность
стать владельцем пластикового платежного средства за полдня,
получать выписки со счета по факсу в любой точке мира и тому
подобное.
Всплеск пластиковой активности банков неслучайно приходится
на начало летних отпусков, а значит массового выезда граждан
за рубеж. Именно сейчас наступает самый благоприятный момент
«приучить» их к карточкам. Быстрой прибыли здесь ждать не
приходится — тарифы по обслуживанию карт приблизились к реальным
затратам эмитентов. В этой ситуации ставка делается исключительно
на перспективу — огромный клиентский потенциал и будущую высокую
доходность этого сегмента рынка. По прогнозам экспертов, через
три-четыре года он будет полностью занят.
Помимо соображений конкуренции банками руководит и еще
одно обстоятельство. За счет создания собственных процессинговых
центров (сейчас их имеют Сбербанк РФ, «Российский кредит»,
Внешторгбанк, Инкомбанк, СБС-АГРО, Мост-банк) увеличивается
скорость расчетов, исключаются ошибки и махинации при совершении
транзакций. Вполне возможно, что современные технологии скоро
расширят ассортимент пластиковых карт за счет так называемых
кредитных карт, которые обещают стать по-настоящему кредитными.
(Сейчас, как известно, лишь немногие банки дают лимитированные
кредиты, зависящие от суммы на карточном столе и кредитной
истории клиента).
Таким образом, рынок пластиковых карт сегодня переживает
новый, весьма важный момент своего развития. От элитных, доступных
лишь высокооплачиваемым категориям населения, пластиковые
карты превращаются в достаточно демократичное средство расчетов.
Происходит это в немалой степени за счет усилий самих банков-эмитентов,
которые вынуждены не только выполнять свои непосредственные
обязанности по обслуживанию пластиковых карт, но и брать на
себя непростые функции по формированию инфраструктуры рынка
в целом.