Период относительного затишья на рынке пластиковых платежных средств, похоже, меняется

ПЕРИОД относительного затишья на рынке пластиковых платежных
средств, похоже, меняется агрессивным поведением его участников.
Сразу несколько крупнейших банков-эмитентов значительно снизили
тарифы на открытие и обслуживание карт международных платежных
систем. Инициатором здесь стал «Российский кредит», сразу
в два раза снизив размер первоначального взноса по картам
«Виза классик» и «МастерКард Масс».
На вызов оперативно отреагировали другие наиболее активные
участники этого сегмента рынка. Альфа-банк уменьшил первоначальный
взнос, «Кредит-Москва» — страховой депозит, Сбербанк РФ, Автобанк,
Уникомбанк и Токобанк — и то, и другое. Мост-банк объявил
о введенных им с середины мая по середину июня льготных тарифов
по обслуживанию пластиковых карт. От признанных лидеров не
отстают и молодые: начали эмитировать собственные «Еврокард/МастерКард»,
Банк Москвы и СДМ-банк, а БашКредитБанк и банк «Нефтяной»
снизили по картам тарифы.
От разовых мер банки переходят к разработке и реализации целых программ. Скажем, тот же «Росбанк» широко заявил о новой стратегии завоевания рынка. Банк отказался от страховых депозитов по всем видам карт, и начла бесплатно выдавать всем клиентам международные дебетовые карты «Виза электрон». По словам заместителя председателя правления банка Павла Иванова, все эти меры «ни в коем случае не демпинг, а попытка выйти на новую категорию потребителей пластиковых карт — людей со средним уровнем дохода». К этой группе относятся почти 20 миллионов человек, доход которых не превышает 400-500
долларов в месяц. И лишь менее миллиона из них имеют международную
пластиковую карту. Таким образом, «Российский кредит» претендует
на огромную, ока неосвоенную конкурентами территорию.
В погоне за клиентом банки, помимо снижения тарифов, придумывают
и другие способы привлечения к себе внимания. Так, Инкомбанк
провел лотерею среди владельцев пластиковых карт. Другие же
пошли по пути разработки и внедрения эксклюзивных услуг, которые
могут стать решающими в выборе потребителя. Например, Мостбанк
известен своей страховкой зарубежных поездок, а «Российский
кредит» предлагает карточки детям старше 10 лет, возможность
стать владельцем пластикового платежного средства за полдня,
получать выписки со счета по факсу в любой точке мира и тому
подобное.
Всплеск пластиковой активности банков неслучайно приходится
на начало летних отпусков, а значит массового выезда граждан
за рубеж. Именно сейчас наступает самый благоприятный момент
«приучить» их к карточкам. Быстрой прибыли здесь ждать не
приходится — тарифы по обслуживанию карт приблизились к реальным
затратам эмитентов. В этой ситуации ставка делается исключительно
на перспективу — огромный клиентский потенциал и будущую высокую
доходность этого сегмента рынка. По прогнозам экспертов, через
три-четыре года он будет полностью занят.
Помимо соображений конкуренции банками руководит и еще
одно обстоятельство. За счет создания собственных процессинговых
центров (сейчас их имеют Сбербанк РФ, «Российский кредит»,
Внешторгбанк, Инкомбанк, СБС-АГРО, Мост-банк) увеличивается
скорость расчетов, исключаются ошибки и махинации при совершении
транзакций. Вполне возможно, что современные технологии скоро
расширят ассортимент пластиковых карт за счет так называемых
кредитных карт, которые обещают стать по-настоящему кредитными.
(Сейчас, как известно, лишь немногие банки дают лимитированные
кредиты, зависящие от суммы на карточном столе и кредитной
истории клиента).
Таким образом, рынок пластиковых карт сегодня переживает
новый, весьма важный момент своего развития. От элитных, доступных
лишь высокооплачиваемым категориям населения, пластиковые
карты превращаются в достаточно демократичное средство расчетов.
Происходит это в немалой степени за счет усилий самих банков-эмитентов,
которые вынуждены не только выполнять свои непосредственные
обязанности по обслуживанию пластиковых карт, но и брать на
себя непростые функции по формированию инфраструктуры рынка
в целом.