Широкоформатная печать в Краснодаре — Петербург без Матвиенко

Широкоформатная печать в Краснодаре

Наружная реклама самая недисциплинированная на рынке. Уследить за всеми
щитами невозможно, чем и пользуются рекламисты, размещая на улицах городов
в лучшем случае провокационную, в худшем — запрещенную рекламу. Наводить
порядок на своем поле рекламисты решили сами. На прошедшей в С.-Петербурге
первой международной конференции «Наружная реклама больших городов», на
которую собрались руководители всех крупнейших рекламных сообществ и
компаний России, было принято обращение в правительство, Госдуму и Совет
федерации, в котором рекламисты заявили, что готовы «взять на себя
ответственность за регулирование этических вопросов» в наружной рекламе.
Бизнесмены предлагают государству перестать вмешиваться в решение вопроса
«плохая-хорошая реклама» и отдать это право на откуп самих рекламистов.
ОНИ СОСАЛИ ПЫЛЬ ЗАКОННО.
На конференции неожиданно выяснилось, что проблемы этики в рекламе
обеспокоили самих рекламистов. Все чаще появляются беспардонные рекламные
изображения и слоганы, однако ни существующие законы, ни общественные
активисты, по мнению ооh-операторов, не могут адекватно справиться с этой
проблемой. Скандал с рекламой пылесосов LG, вызванный слоганом «Сосу пыль
за копейки» (где слово «пыль» практически не читается, сливаясь с фоном),
прокатившийся недавно по многим регионам России, по мнению рекламистов, —
наиболее наглядный пример бессилия государства в регулировании этических
вопросов в наружной рекламе.
— Когда клиент попросил нас разместить рекламу на широких рулонных носителях, мы обратились в комитет рекламы Москвы с просьбой разрешить или запретить ее размещение. В комитете тянули неделю, ни «да» ни «нет» так и не сказали. Нам пришлось выполнить заказ на широкоформатную печать, потому что клиент настаивал, — говорит генеральный директор компании NEWS OUTDOOR, размещавшей скандальную рекламу в Москве, Сергей Железняк, являющийся также президентом Национальной ассоциации наружной рекламы и информации (НАНРИ). — Начались обращения
возмущенных граждан, пошли скандалы. Мы опять обратились в комитет с просьбой дать предписание, чтоб мы сняли рекламу. Но такого предписания нам
не дали. По этой рекламе есть только положительные заключения — в
нескольких областях России она была признана местными отделениями МАП
законной. Но мы сняли ее сами — расторгли контракт, возвратили деньги
клиенту.
По словам президента НАНРИ, сегодня в России нет органа, который бы мог
еще до выхода сомнительной рекламы «в свет» дать заключение о ее этичности
или неэтичности. Федеральная антимонопольная служба, к которой перешли
функции МАПа, может вынести свой вердикт только после того, как реклама
появится на щитах. «Получается, что сначала нам нужно нарушить, чтоб потом
нам сказали, что это нарушение! — недоумевает президент НАНРИ. — Поэтому мы
хотим решать вопросы — и прежде всего вопросы этики в рекламе — сами».
А государству в столь деликатные вопросы рекламисты предлагают вообще не
вмешиваться. «Эффективнее будет, если этим будет заниматься само рекламное
сообщество через саморегулируемые организации. Просто все договариваются,
что доверяют некой экспертной группе», — рисует перспективу президент НАНРИ
Железняк.
«Государство обязано участвовать в регулировании вопросов рекламной
этики, но должна быть и ответственность бизнеса», — не согласен с ним
главный художник Петербурга Иван Уралов. По его мнению, именно этические
проблемы лежат сегодня в основе конфликта рекламы и общества.
РЕКЛАМНОЕ ИЗОБИЛИЕ.
Пошлость, вульгарность рекламы беспокоят сегодня большинство россиян.
Согласно маркетинговому исследованию, проведенному в России в апреле этого
года, против этических критериев и каких-либо запретов в
рекламе выступают лишь 6% россиян. 47% полагают, что нужно запретить
рекламу алкоголя и табака, и еще около трети придерживаются достаточно
жесткой позиции, считая, что государство вправе запрещать рекламу любых
товаров. 23% уверены, что любой разрешенный товар имеет право на
полноценную рекламу.
Кроме нравственных проблем в рекламе, россияне страдают и от ее избытка.
Сегодня Россия занимает первое место в мире по доле расходов на наружную
рекламу. В нашей стране на долю «наружки» приходится более 20% общего
объема рекламных расходов, для сравнения, в США — 4%. В настоящее время в
российских городах и весях установлено более 135 тысяч рекламоносителей —
щитов, тумб и прочего, причем более трети из них приходится на Москву и
около 10% на Петербург. Однако жители глубинки страдают от засилья рекламы
ничуть не меньше обитателей столиц. По данным компании «ЭСПАР-Аналитик»,
сегодня первое место в России по количеству рекламной площади на душу
населения (почти 70 квадратных метров на тысячу жителей) занимает
Ставрополь. Этот южный городок потеснил на второе место Москву, на третье —
Красноярск. Петербург занимает в списке почетное место где-то в третьей
десятке городов. В этом, кстати, есть прямая заслуга питерского губернатора
Валентины Матвиенко, которая своим решением однажды просто приказала
очистить центральную улицу города — Невский проспект — от всех рекламных
перетяжек.
По мнению гендиректора компании «ЭСПАР-Аналитик» Андрея Березкина,
стремительный рост наружной рекламы в России обусловлен в основном
транспортными проблемами — в виде дорожных пробок, а также удивительной
лояльностью властей и граждан к рекламе. «При таком изобилии рекламных
щитов можно было бы ожидать более резкой реакции населения», — говорит он.
В обращении к председателю правительства Михаилу Фрадкову, председателю
Совета федерации Сергею Миронову и председателю Госдумы Борису Грызлову
представители ооh-бизнеса заявили, что готовы «взять на себя
ответственность за регулирование этических вопросов» в наружной рекламе, и
предложили властям «определить полномочия органов саморегулирования в сфере
наружной рекламы, установив степень их ответственности за процессы,
происходящие в отрасли».