Борис Вишневский и Максим Резник: Паромы поплывут и без Глухова — Петербург без Матвиенко

Борис Вишневский и Максим Резник: Паромы поплывут и без Глухова

морской фасад

Депутаты петербургского ЗакСа Борис Вишневский и Максим Резник отвечают на страницах «Фонтанки» главе ST.PETER LINE Игорю Глухову на его статью "Морской фасад" для морской столицы". Как и обещала «Фонтанка», мы даем слово сторонникам другой точки зрения на развитие пассажирского порта на Васильевском острове. Глухов, напомним, настаивает, что без грузовой составляющей этот порт не будет рентабельным.
 
Президент компании ST.PETER LINE Игорь Глухов, убеждающий читателей «Фонтанки» в том, что порт на западе Васильевского острова должен сменить свой статус и стать грузопассажирским, невольно  раскрыл страшную государственную тайну.

Оказывается, данное еще в 2004 году жителям Васильевского острова обещание о том, что новый порт будет чисто пассажирским, было сделано лишь для проформы – иначе было не добиться выделения денег на строительство. А теперь, когда порт уже построен, можно признать, что это было «невыполнимое, с экономической точки зрения, обязательство», и легко от него отказаться.

Если городские власти  примут предложение г-на Глухова и перепрофилируют порт – это будет означать, что они держат жителей (и не только Васильевского острова) за быдло, которому можно что-то пообещать для отвода глаз, а потом без стеснения  «кинуть».

Напомним читателям «Фонтанки», что история со строительством порта на Васильевском начиналась восемь лет назад – осенью 2004 года прошли общественные слушания, на которых  было твердо сказано, что речь идет исключительно о пассажирском порте. Необходимость строительства порта городские власти (горячо поддержавшие проект) объяснили желанием развить морской туризм и привлечь в Петербург значительное число туристов, прибывающих морским путем.

В апреле 2005 года премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение правительства РФ № 512-р, постановив «принять предложение Минтранса России и правительства Санкт-Петербурга о начале в 2005 году строительства морского пассажирского терминала на Васильевском острове». Подчеркиваем – «пассажирского». Тогда же общественности стало известно технико-экономическое обоснование проекта, утвержденное Федеральным агентством морского и речного транспорта. И в нем называлась фантастическая цифра: порт рассчитывался на пропуск 12,8 миллиона туристов в год! Только при таком условии порт окупал себя за 10 — 12 лет.

Было понятно, что такого числа морских туристов в Северной столице заведомо не будет, но критики проекта (в первых рядах которых было именно «Яблоко») остались неуслышанными. И точно так же они остались неуслышанными, когда питерская администрация под руководством Валентины Матвиенко «пробила» через Законодательное собрание целевую программу строительства нового порта.

Только «Яблоко» тогда критиковало эту программу, указывая, что она весьма невыгодна для городского бюджета – за счет налогоплательщиков сперва оплачивались все расходы на строительство, а потом еще и выкупались акции порта. Сегодня г-н Глухов скептически оценивает эту программу – но тогда мы что-то не слышали его протестующего голоса по этому поводу. Как не слышали ни заявлений о том, что порт был «спроектирован как заведомо убыточный объект», ни признаний в том, что обязательство оставить порт чисто пассажирским «невыполнимо с экономической точки зрения».

Известно, что при разработке проектной документации порта было четко определено: проезд фур и грузовиков с «Морского фасада» через Васильевский остров недопустим. Необходимость такого запрета показывала и государственная экологическая экспертиза, заключение которой было в 2005 году утверждено Минприроды РФ – допустимость воздействия порта на окружающую среду обосновывалась, исходя из его чисто пассажирского статуса.

Впрочем, то, что порт обязательно попытаются сделать полугрузовым, жители Васильевского острова — в том числе и мы — прекрасно понимали. И все эти годы последовательно выступали против его перепрофилирования, потому что грузы в порту – это автопоезда, трейлеры и фуры, которые будут курсировать под нашими окнами. И не надо нам рассказывать, как это делает г-н Глухов, про какие-то мизерные «25 автопоездов», которые, мол, никак не повлияют на жизнь василеостровцев. 

Уверены: во-первых, их будет больше, а во-вторых, ими дело не ограничится. Стоит только приоткрыть «дверь» для грузов, разрешив перепрофилирование порта, как именно грузовые перевозки и станут в нем преобладающими – в силу большей своей прибыльности. И превратят жизнь на западе Васильевского острова — в одном из лучших жилых микрорайонов Петербурга, который г-н Глухов презрительно называет «неэлитным кварталом», — в самый настоящий ад.

«Когда ЗСД все равно будет построен к 2015 году, тысячи грузовиков каждый день мимо этих домов будут проезжать», — уверяет нас Глухов. Однако ЗСД (к проекту которого у нас, заметим, немало претензий) – это обходная трасса: указанные «тысячи грузовиков» будут проезжать МИМО западной части Васильевского, а не ЧЕРЕЗ нее, как это будут делать автопоезда и фуры, везущие грузы, в случае получения уже сейчас разрешения на перепрофилирование порта. И этот вариант нас категорически не устраивает.  

Именно поэтому мы неизменно выступали за сохранение пассажирского статуса порта – и получали неизменные уверения чиновников всех уровней в том, что никаких грузов в порту не будет. А затем — летом прошлого года — нам стало известно, что администрация Большого порта Санкт-Петербург вместе с паромными перевозчиками выступила с идеей о перепрофилировании порта. Мол, морской сезон в Петербурге короток, на одних пассажирских перевозках не выжить, а грузовые перевозки как раз и дадут нужные доходы.

Эту же нехитрую мысль сейчас транслирует и Глухов, требуя разрешения перевозить грузы, без которых его бизнес убыточен, и обвиняя противников перепрофилирования порта в том, что им «не нужны паромные линии в Петербурге и возрождение пассажирского судоходства».
Между тем не надо путать личную шерсть с государственной – чем очень часто занимаются неудачливые коммерсанты.

Компания ST.PETER LINE прекрасно знала, в каких условиях ей придется работать. Она прекрасно знала, что порт «Морской фасад» изначально организован как чисто пассажирский. Если г-н Глухов заранее знал, что его паромные перевозки без возможности перевозить грузы убыточны, зачем он начал свой бизнес? Чтобы теперь шантажировать городские власти: мол, если не разрешите перевозку грузов, то мы закроем паромные линии навсегда? При этом, что примечательно, сам Глухов призывает губернатора «не поддаваться на дешевый шантаж и сохранить паромное сообщение в Санкт-Петербурге»…

Это называется "с больной головы на здоровую". 

«Порт только для круизных судов, и никаких грузов, а значит, и паромов», — уверяет  Глухов. Но паромы, — о чем хорошо известно, — перевозят не только грузы! Они перевозят пассажиров и легковые автомобили. И никаких препятствий для этих перевозок, насколько нам известно, на «Морском фасаде» нет – там имеются терминалы не только для приема круизных лайнеров, но и для приема паромов.

Ничто не мешает компании ST.PETER LINE везти в город обещанные ею «700 тысяч пассажиров», никак не привязывая это к грузам. Если такое число иностранных туристов готово посетить Петербург на паромах – они это сделают независимо от потребности в грузовых перевозках. А если такого числа желающих нет – никакие грузы не помогут их привлечь. И, кстати, как известно авторам, не раз плававшим на европейских паромах, — доходы перевозчиков в немалой части складываются из стоимости услуг, которые предлагаются на борту:  магазины беспошлинной торговли, рестораны и кафе и так далее. Так что не надо рассказывать нам сказки о якобы убыточном (в отсутствие перевозок грузов) паромном бизнесе.

«Найдутся достойные компании не только в России, готовые на деле доказать, что "Морской фасад" — это не новая Панама, а  морская столица России и Северной Европы», — уверяет читателей Игорь Глухов.

Полностью согласны, вот только применить этот вывод надо в первую очередь к самому Глухову.
Если его компания не способна вести бизнес, не превращая порт в полугрузовой, – найдутся другие, достойные, которые смогут вести дела иначе. И за чей неэффективный менеджмент жителям Васильевского острова не придется расплачиваться своим покоем и чистым воздухом. 

Борис Вишневский, Максим Резник,
депутаты Законодательного собрания (фракция «ЯБЛОКО»),
жители Васильевского острова

Источник: Фонтанка.ру