Перепутанный порядок ходов

В минувшую среду, отвечая на вопросы журналистов, спикер ЗакСа и глава городского отделения «Единой России» Вадим Тюльпанов заявил, что его партия обязательно выдвинет Валентину Матвиенко на новый губернаторский срок. Оппозиция возмутилась, расценив эти планы как нежелание прислушиваться к мнению горожан относительно кандидатуры губернатора, а пресс-служба Смольного немедленно назвала сообщения о том, что таким путем стартовала кампания по выдвижению Матвиенко на третий губернаторский срок, «не имеющими ничего общего с действительностью». И заявила, что «информационная волна носит совершенно искусственный характер, лишенный какой-либо логики и здравого смысла».
Парадоксальность происходящего в том, что кампания по выдвижению Валентины Ивановны на третий срок и в самом деле не стартовала. Но вовсе не потому, что, как уверяет Смольный, «на дворе второй день весны, а полномочия губернатора истекают в конце декабря», а совсем по другой причине: эта кампания уже давно закончилась! Она проходила четыре года назад — в марте 2007 года, когда был избран нынешний состав Законодательного собрания…

Губернатор в наследство
На нынешний губернаторский пятилетний срок Валентина Матвиенко была утверждена 20 декабря 2006 года. Через два дня Матвиенко приняла присягу и вступила в должность. Соответственно, 22 декабря 2011 года ее полномочия заканчиваются. И по федеральному закону «О политических партиях» (статья 26.1) не позднее чем за 40 дней до этого срока партия, чей список на последних выборах в региональный парламент получил наибольшее число голосов, направляет президенту свои предложения по кандидатурам будущего губернатора (не менее чем трем). При этом не позднее чем за 45 дней до окончания полномочий действующего губернатора эта партия должна провести с президентом консультации по кандидатурам.
Иначе говоря, до 7 ноября 2011 года «Единая Россия» (получившая относительное большинство — около 37% голосов — на выборах нынешнего ЗакСа в марте 2007 года) должна провести эти консультации, а до 12 ноября — представить кандидатов в губернаторы. После этого у президента есть десять дней на рассмотрение и выбор из тройки того человека, которого он внесет в городской парламент для наделения полномочиями высшего должностного лица, и еще неделя — на внесение кандидатуры. Итого — не позднее 29 ноября (но можно и раньше) кандидатура должна быть внесена. А выборы нового ЗакСа пройдут, как теперь уже понятно, 4 декабря. И уже на заседании 30 ноября (последнем перед выборами) городской парламент может утвердить нового губернатора…
Впрочем, если даже он не успеет этого сделать — его преемники будут поставлены перед фактом. Каким бы ни был расклад сил в новом ЗакСе (а он, судя по изменению настроений граждан, может серьезно поменяться) — ему для утверждения внесут кандидатуру, выбранную предшественниками.
Более того, из федерального закона «об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ» следует, что даже и отклонение внесенной президентом кандидатуры «не спасает» новый региональный парламент. Потому что в этом случае, согласно закону, президент, повторно внося кандидатуру на должность губернатора, консультируется с… той же партией, которая ранее предлагала ему возможных кандидатов, делая выбор из той же, ранее внесенной тройки. А новый парламент — и новая партия-победитель (если такое случится) — лишены права предложить президенту свои кандидатуры. А если новый парламент повторно отклонит кандидата в губернаторы, он может быть распущен…
Такова логика закона — которую в питерском случае трудно не назвать странной: уходящий парламент будет решать, кто будет следующим главой исполнительной власти, а новый парламент получит его в наследство и ничего не сможет с ним сделать.

Причины, идущие за следствиями
Помнится, два года назад, когда вводился ныне действующий механизм, дающий партии, выигравшей выборы, исключительное право представлять президенту кандидатов в губернаторы, в Кремле много и горячо рассказывали, как это демократично и как соответствует мировой практике формирования исполнительной власти в соответствии с волей парламентского большинства.
Однако мировая практика предполагает «другой порядок ходов»: сперва выбирается парламент и формируется парламентское большинство, и лишь потом оно формирует исполнительную власть. Нам же предлагается схема, где порядок ходов заведомо перепутан и причины идут за следствиями: кто будет губернатором Петербурга — решится еще до выборов парламента. И схема, плохо укладывающаяся в логику здравого смысла.
Одно дело — если те, кто будет участвовать в выборах ЗакСа пятого созыва, заранее будут объявлять, кто в случае их победы станет губернатором. А другое дело — если к моменту выборов этот вопрос будет решен. Или его решение будет предопределено. Заметим, что подобной ситуации не возникло бы, если Валентина Матвиенко не пошла на досрочное «переназначение» в 2006 году — ее срок полномочий истекал лишь в октябре 2007 года. В этом случае вопрос о том, кто будет следующим губернатором, решал бы уже новый созыв ЗакСа — осенью 2012-го…
За что в таком случае бороться партиям, участвующим в выборах 4 декабря 2011 года? За право решать, кого выдвигать в губернаторы осенью 2016 года? И за что голосовать гражданам, если это никак не повлияет на то, кто будет руководить исполнительной властью города в последующие пять лет?
Понятно, что оппозиция — как парламентская, так и непарламентская — дружно возмутилась такими перспективами. Лидер фракции «эсеров» Олег Нилов назвал происходящее «политической игрой в наперстки». А лидер питерских яблочников Максим Резник заявил, что уходящий состав ЗакСа «не имеет ни морального, ни политического права лишать петербуржцев возможности повлиять на то, кому быть следующим губернатором» и в нем к тому же не представлены те, кто выступал и голосовал против кандидатуры Валентины Матвиенко в 2006 году. Напомним: за кандидатуру Матвиенко единогласно голосовали фракции «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и «Родина». Против Матвиенко голосовали только трое — яблочники Михаил Амосов и Наталия Евдокимова, а также Сергей Гуляев. После чего «Яблоко», в чей список входил и Гуляев, не допустили к выборам ЗакСа.
Абсурдность ситуации (как и абсурдность всей системы «наделения полномочиями» губернатора по представлению президента) не требует особых доказательств — но каким может быть выход из нее?
Первый выход — изменение федерального закона, жестко увязывающее назначение губернаторов с выборами региональных парламентов: сперва выборы, потом утверждение губернатора (и, кстати, без какого-либо участия президента, который в этой схеме является пятым колесом в телеге власти).
Второй выход — отклонение президентом в ноябре 2011 года всех кандидатур, внесенных нынешним составом ЗакСа, назначение (после 22 декабря) исполняющего обязанности губернатора Петербурга и консультации уже с новым парламентом, отражающим актуальные предпочтения горожан. А не их предпочтения, проявленные на выборах пятилетней давности, к которым к тому же не допустили оппозицию (кроме «Яблока», был снят и список СЕПР).
Конечно, и тот и другой варианты видятся маловероятными. Хотя всякое случается в российской политике. И кстати, стоит напомнить, что в мае 2008 года, после избрания президентом Дмитрия Медведева, Валентина Матвиенко публично заявила, что не собирается на третий срок.
«Я приверженец той точки зрения, что два срока — это достаточно для того, чтобы губернатор или любой руководитель смог проявить свои способности, возможности, реализовать программы и планы. И ни под каким видом нецелесообразно продлевать на третий срок», — заявила тогда Валентина Ивановна, отметив, что она «должна строго руководствоваться этим правилом», что не предполагает продлевать срок губернатора после 2011 года и что для нее это «вопрос решенный».
Что же, в ноябре мы увидим, действительно ли решен этот вопрос.

Борис Вишневский