Газовики и нефтяники могут работать спокойно

Новым этапом в жизни предприятия директор «Газтурбосервиса»
Владимир Немков называет ремонт газоперекачивающих агрегатов —
получившие вторую жизнь два первых ГПА отправились недавно в
Новый Уренгой и Башкортостан.
Это производственное достижение можно назвать второй
ступенькой за пять лет, потому что первая — ремонт газотурбинных
двигателей (часть газоперекачивающей установки), ремонт
двигателей, приводящих в действие генераторы автономных
электростанций, — преодолена. Впереди — освоение новых двигателей
более высокой мощности. Первый такой агрегат уже дожидается своей
очереди в сборочном цехе (он же цех разборки и ремонта)
предприятия.
Чтобы наладить производство по ремонту двигателей и
газоперекачивающих установок, сборочный цех подвергли
реконструкции: с территории переместили производство товаров
народного потребления, смонтировали подкрановые пути для более
мощных грузоподъемных кранов. В будущем году планируется
закончить реконструкцию испытательной станции, что позволит иметь
более точные результаты испытаний и исключить транспортные
расходы. Пока отремонтированные Винтовые электрические компрессоры испытывают на компрессорной станции под Ишимом.
Человека, далекого от такой сложной техники, могут
заинтересовать разнообразие и сложность конфигураций деталей и
сборочных единиц. Наиболее высокоточным и трудоемким является
производство рабочих и спрямляющих лопаток компрессора и турбины.
Освоение производства лопаток и других комплектующих — тоже в
ряду задач предприятия, сегодня большую часть их «Газтурбосервис»
закупает на Украине. Нельзя не обратить внимание и на чистоту в
цехах. Леонид Степанович поясняет: чистота — это не только
культура производства, но и едва ли не самая важная составляющая
качества сборки двигателей.
Владимир Алексеевич рассказывает, что «Газтурбосервис»,
развернувший свою деятельность на базе моторного завода,
создавался как региональный центр ремонта и сервисного
обслуживания газотурбинных двигателей, газоперекачивающих
агрегатов и установок. В 1999 году «Газпром» утвердил для завода
специальную программу — по освоению капитального ремонта и
сервисного обслуживания судовых двигателей (они используются для
транспортировки газа). Поскольку одним из учредителей является
украинское производственное объединение «Зоря», в названии
«Газтурбосервиса» есть определение «российско-украинское
предприятие» (на Украине закупается и часть комплектующих для
ремонта).
Всю важность проблем, которые решает предприятие, для газовой
промышленности до конца осознаешь, попадая в гигантские цеха. В
1999 году здесь отремонтировано 15 двигателей (на сумму 120 млн.
руб.), в 2000 — 37 (360 млн. руб.), в этом году — 40 (520 млн.
руб.). В среднем на «Газтурбосервисе» ремонтируют четыре
двигателя в месяц. Над каждым великаном (вес двигателя судового
типа равен 10 тоннам), как рассказал ведущий инженер завода
Леонид Старых, трудятся сотни инженерно-технических рабочих.

Для полного соответствия своему названию (в частности, слову
«сервис») администрация предприятия планирует полностью взять под
контроль эксплуатацию и обслуживание отремонтированных
газоперекачивающих агрегатов и установок. «Главное, — говорит
Владимир Немков, — чтобы газовики и другие потенциальные
потребители знали, что возможности для этого у нас есть».