Началась борьба за состоятельных телезрителей

В последнее время между компаниями, продвигающими услуги
кабельного и спутникового телевидения, развернулась острая
конкурентная борьба. Цена вопроса — 300 млн долларов. Именно во
столько оценивается емкость регионального рынка альтернативного
вещания. Кто одержит победу, сказать сложно: до сих пор 95%
жителей области пользуются обычным эфирным телевидением и за
возможность смотреть дополнительно десятки каналов платить не
желают.
Телекоммуникационная отрасль остается ареной напряженной
борьбы между самыми разными компаниями. В 2001 году в боевые
действия активно включились фирмы, продвигающие спутниковое и
кабельное вещание. Они нарушили спокойствие, которое царило в
этой сфере на протяжении десятков лет. Сегодня жители губернии
могут принимать порядка 10 федеральных и местных телеканалов:
ОРТ, РТР, НТВ, Муз-ТВ, ТВ-6 (до недавнего времени), ТВЦ, СКаТ,
РИО, «Орион», ТНТ, «Терра» и передачи ряда местных студий в
Тольятти, Сызрани, Похвистнево и т.д. Параллельно в Самарской
области работают представительство ЗАО «НТВ+» и ряд компаний,
являющихся ее дилерами, поставляют оборудование для приема
программ с европейских спутников. Кроме того, из зачаточного
состояния наконец вышло кабельное телевидение.
Во всяком случае, в губернской столице в 2001 году приступили к широкому
использованию кабельного вещания. Однако несмотря на кажущееся
разнообразие предложений, спутниковое и кабельное телевидение
долго не могли занять прочные позиции в губернской
телекоммуникационной сфере. Причин, объясняющих что это кардшаринг,
много, но главная — экономический спад после кризиса 1998 года,
когда многие операторы просто прекратили торговлю спутниковым ТВ
(в этой нише работала только компания «НТВ+»). Были свернуты
программы по развитию кабельного вещания в Самаре и других
городах. Низкая информационная культура, невысокий уровень
доходов населения и другие причины фактически затормозили
развитие этого сектора рынка.
Ситуация с альтернативным вещанием, как иногда называют
спутниковое и кабельное телевидение, в Самарской области была во
много раз хуже, чем в Москве или в других российских мегаполисах.
Современные кабельные сети действуют более чем в 500 городах, и
спрос на новые лицензии растет. В стране уже построены
современные сети общей емкостью 20 млн абонентов, из которых
подключены 12 млн.
Около 250 тыс. абонентов пользуются дополнительными услугами в
интерактивных сетях, а около 15 тыс. имеют скоростной кабельный
доступ в Интернет.
Условия для нормальной работы операторов имеются и в Самарской
области. На ее территории принимается порядка 300 спутниковых
программ, в том числе около 50 транслируется на русском языке. В
Тольятти услугами кабельного ТВ пользуются уже порядка 130 тысяч
абонентов и получают около 30 программ. В Самаре число таких
счастливчиков гораздо меньше, их около 5,5 тысячи. Примерно
половина приходится на абонентов ООО «Городская кабельная сеть»
(ГКС), оставшихся поделили основной конкурент ГКС ОАО «Телеnеt» и
ряд товариществ собственников жилья, которые самостоятельно
организовали вещание в домах. «Телеnеt» на протяжении нескольких
лет без видимого успеха пытается реализовать свой проект
эфирно-кабельного вещания в стандарте MMDS. В 2001 году
генеральный директор компании Валерий Семенычев заявлял, что им
найден некий инвестор, который приступит к реализации
разработанной Семенычевым идеи «интерактивного» телевидения.
Однако до сегодняшнего дня так и неясно, приступил ли он к работе
или нет. Пока же самарская компания действует в рамках нескольких
улиц.
Более динамично за освоение рынка взялись в ГКС. Там стали
развивать свой проект, очень похожий на «теленетовский». Есть
только одно серьезное отличие: сигнал с приемной станции
передается по оптико-волоконному кабелю. Пока ГКС охватила 10 и
11 микрорайоны Самары, однако в планах руководства компании —
продвижение в другие густонаселенные районы. В частности, идет
работа по прокладке сети в так называемом «военном городке» на
ул. Стара-Загора.
В пакет, который предлагается абонентам, входят программы,
аналогичные предлагаемым «НТВ+», и около 20 подписных каналов.
Сейчас зона охвата «Городских кабельных сетей» составляет около
2300-2400 абонентов, а лицензия на вещание в Самаре позволяет
довести эту цифру до 100 тысяч. Однако смогут ли они достичь
этого рубежа, большой вопрос. У кабельного ТВ есть очень
серьезный конкурент — спутниковое телевидение. Во всем мире
данный вид теле-радиовещания и передачи данных в сети Internet
является одной из самых перспективных и высокотехнологичных сфер.
Годовой оборот мирового рынка спутниковой связи достигает 100
млрд долларов. В США порядка 50% жителей пользуются спутниковыми
тарелками. В странах Восточной Европы охват ими зрительской
аудитории составил 8-12% от общего числа жителей, в России же —
не более 0,6-1%. Иностранные компании оценивают число
потенциальных абонентов в России в 3-4% населения, а это значит,
что их абсолютное количество составляет не менее 4,5-6 млн.
Соответственно, общий объем рынка спутникового ТВ в России
потенциально достигает примерно 1-1,5 млрд долларов в год.
Доля Самары в этих миллиардах оценивается пока в тысячные доли
процента. Губерния по уровню развития спутниковой связи занимает
одно из последних мест в России. По мнению самарских участников
рынка, общее число пользователей не превышает 30 тысяч. Из них
порядка 15 тысяч — это клиентура «НТВ+», оставшиеся пользователи
смотрят каналы европейских и азиатских спутников Hot-Bird,
Eutelsat, Astra, Sirius, Thor, Turksat, Intelsat-K, ST-1,
Asiasat, GE, Galaxy или российского «Ямала». Однако никто из
операторов не может назвать точное число абонентов. В самарском
представительстве ЗАО «НТВ+» число своих абонентов назвать
отказались, заявив, что это коммерческая тайна. Однако сообщили,
что в 2001 году впервые после кризиса заметно выросли продажи
спутникового оборудования. По информации «СО», среднемесячный
объем продаж компании с учетом реализации через дилерскую сеть
составляет порядка 500 комплектов. Этот показатель во много раз
ниже, чем в столице, однако, по словам одного из менеджеров
«НТВ+», Самару и нельзя сравнивать с Москвой. Для столичных
покупателей выложить 370 долларов за комплект «НТВ+» и еще около
$19 абонплаты ежемесячно не составляет большой проблемы. В Самаре
ситуация иная, к тому же здесь еще не привыкли платить за
дополнительные каналы и сервис. Тем не менее, по расчетам
сотрудников «НТВ+», крупные города губернии интересны с точки
зрения развития спутникового ТВ. Долю потенциальных клиентов в
Самаре, Тольятти и Новокуйбышевске сотрудники «НТВ+» оценивают в
60-70% от общего числа их жителей, что составляет 800-900 тысяч.
А это очень хороший «кусок», стоимость которого превышает 300 млн
долларов. И за него стоит побороться.
Впрочем, «НТВ+» не одинок в стремлении заработать за счет
освоения данного сектора. В числе наиболее активных участников
самарского рынка присутствуют также ООО «Сфера» («Мир Антенн»),
ООО «Тв-Луч», ООО «Тв-Сервис» и ЗАО «Корпорация «Дженерал
Сателайт» (оптовые продажи оборудования). Причем «Сфера» и
«ТВ-Луч» являются дилерами «НТВ+», что не мешает им
самостоятельно продавать комплекты для приема ТВ-сигналов с
европейских спутников. По словам генерального директора ООО
«ТВ-Луч» Антона Пахомова, в 2001 году продажи оборудования
возросли у всех участников рынка, однако порядок этого роста
Пахомов уточнить отказался. Его фирма намерена продвигать
программы, которые транслируются со спутника Hot-Bird (160
каналов в свободном доступе и 100 за дополнительную плату).
Другой спутник, Astra, дает возможность смотреть порядка 300
каналов.
Единственным недостатком европейских спутников является
необходимость знать минимум 2-3 языка, только тогда можно
воспользоваться предоставляемыми ими ресурсами. На этом фоне
30-40 каналов, которые предлагает «НТВ+», проигрывают. Однако
почти все они дублированы на русский язык, и в базовый пакет
входит ряд отечественных каналов (такие как НТВ, ТНТ, ТВЦ, MTV
Russia). В последнее время некоторые пользователи стали ставить
две спутниковые тарелки и два конвертера, объединенных на одном
тюнере. Таким образом к каналам, предлагаемым «НТВ+», сразу же
добавляется от 30 до 300 дополнительных каналов. Однако тут же
возникает вопрос, на чем все это смотреть: большинство
современных телевизоров настраивается на прием не более 100
каналов.
В 98% случаев покупателями комплектов спутникового ТВ являются
частные лица, оставшиеся 2% приходятся на долю оптовых
покупателей — крупных компаний, которые ставят оборудование в
офисы и кабинеты руководства. В последнее время в Самаре получили
распространение всевозможные спорт-бары, где идет трансляция
спортивных мероприятий.
Самое интересное, что в Москве доля оптовиков гораздо выше и
достигает 18-22%. Это связано с тем, что бурный рост домостроения
и острая конкуренция между компаниями заставили их оснащать
продаваемые квартиры по максимуму. В Самаре подобное практически
не проходит. По словам руководителя самарского филиала
санкт-петербургской компании «Дженерал Сателайт» Аркадия
Селезнева, попытка риэлторов дарить комплект спутникового ТВ
окончилась неудачей. Клиенты предпочитали сэкономить $300,
заявляя, что «тарелку» купят потом, когда рассчитаются с долгами,
набранными для покупки жилья.
Это тем более странно, что большинство новостроек, и особенно
элитных домов, просто обвешано тарелками разного калибра. Это
объясняется тем, что для приема сигнала, например, с того же
спутника Astra требуется антенна диаметром около 3 метров.
Подобные монстры ставят на крышах элитных домов, коттеджей.
Установкой оборудования и его настройкой занимаются
фирмы-продавцы, средняя цена по Самаре на монтаж комплекта из
тарелки, тюнера и конвертера составляет $50. Цена самих
комплектов оборудования примерно одинаковая — от 300 до 500
долларов. Высокая, по самарским меркам, цена является серьезным
фактором, сдерживающим развитие спутникового ТВ в регионе.
Этим недостатком пытаются воспользоваться конкуренты —
компании, предлагающие услуги кабельного телевидения. Они
напрямую заключают договоры с такими производителями, как
Discovery, Hallmark, Fashion TV, MTV Russia, принимая их
программы на свою спутниковую тарелку, а затем раздавая сигнал по
кабельной сети абонентам. По словам генерального директора ООО
«Городская кабельная сеть» Игоря Титова, таким способом они
предлагают весь спектр программ того же «НТВ+», только за меньшие
деньги.
Между кабельным и спутниковым телевидением идет жесткая борьба
за клиентов. Правда, насколько она результативна, остается
большим вопросом. Изначально «входной билет» в спутниковое ТВ
дороже: минимум 300-350 долларов, к этому следует добавить
абонентскую плату (от $8 в месяц). С другой стороны, оборудование
быстро монтируется в любом месте, и клиент получает нужные ему
каналы в полном объеме. К преимуществам кабельного телевидения
можно отнести дешевизну подключения (чуть более 100 рублей) и
очень низкую абонплату (до 100 рублей в месяц). Однако при таком
варианте желающие вкусить прелести мировой информационной
культуры будут ждать, когда к их домам будут протянуты
оптико-волоконные сети.
Реальную конкуренцию этим двум схемам мог бы составить проект
Валерия Семенычева. Но он пока практически не развивается, а
руководство ОАО «Телеnеt» не склонно комментировать причины этой
«паузы». Вся борьба, о которой сами участники говорят крайне
неохотно, обходится пока без этой компании. Интересно, что в то
время как «спутниковые» продавцы крайне настороженно относятся к
«кабельщикам», последние придерживаются противоположной позиции.
По словам г-на Селезнева, в Самаре практически нет конкуренции,
рынок свободен, и найти на нем нишу очень легко. Его поддерживает
и гендиректор «ТВ-Луч» Антон Пахомов, который считает, что о
серьезной конкуренции сейчас говорить рано, а количество
фирм-продавцов оптимально для губернии.
Пока желающим, особенно тем, кому не по карману покупка
комплекта спутникового телевидения или до чьего района не
дотянулась кабельная сеть, придется воспользоваться услугами
«нелегальных» специалистов, которые составляют заметную
конкуренцию «кабельщикам». В Самаре есть умельцы, которые
предлагают товариществам собственников жилья услуги по
организации спутникового вещания «НТВ+» на все квартиры. Однако в
этом случае каждая из сторон рискует обратить на себя внимание
Управления Р, которое занимается пресечением деятельности такого
рода.
И на все это накладывается главный фактор, до сих пор
сдерживавший развитие регионального рынка спутникового и
кабельного телевидения. Его очень емко охарактеризовал Аркадий
Селезнев. По его словам, «в основной массе люди просто не
привыкли платить за телевидение».