Через тернии — к диплому

«Горячий телефон» заработал в редакции задолго до прихода
министра Филиппова. Люди в разных городах и селах России
опасались, что в назначенный час не смогут вклиниться в
перегруженную линию. Опасения оправдались: за шестьдесят минут
только 26 человек сумели дозвониться и поговорить с Владимиром
Михайловичем. В анонсах на первой полосе газеты мы заранее
оговорили тему «прямой линии» — высшее образование. И большинство
звонков касалось именно вузовских проблем. Но некоторые читатели
не упустили возможности спросить министра о своем, о наболевшем.
В том числе и об учительских зарплатах.
— Говорит Сахалин, город Невельск. Я — учительница и
председатель профсоюзного комитета школы N 1 Петрова Мария
Федоровна. У меня вопрос по увеличению зарплаты. Деньги нам
выплачивают вовремя, но надтарифный фонд по распоряжению
губернатора Фархутдинова уменьшился с 18 до 10 процентов.
«Полетели» наши стимулирующие надбавки! Доплаты за классное
руководство стали составлять не 20 процентов, как раньше, а 15
или даже 10 процентов. Меньше стали платить за проверку тетрадей.
Как это понимать?
— Здравствуйте, господин министр! Меня зовут Сергей Мавилов.
Девять лет назад я окончил в Молдавии государственный медицинский
колледж и работал по специальности. Сейчас появилась возможность
устроиться в стоматологическую фирму в Москве. Мне сказали, что
для этого диплом можно купить. Как это сделать?
— Существует соглашение между министерствами образования
России и Молдавии о взаимном признании дипломов вузов или
техникумов. Вам следует обратиться в отдел нашего министерства,
занимающийся именно этими проблемами, — он расположен в здании на
Шаболовке. Если диплом отвечает необходимым требованиям, вы
получите официальное подтверждение.
— Так называемые надтарифные надбавки устанавливаются на
федеральном уровне в размере до 25 процентов от зарплаты, и
отменить их на региональном уровне нельзя. Их выплата на сегодня
связана с возможностями субъектов Федерации. Где-то есть деньги,
где-то нет денег. К сожалению, дело обстоит именно так.
— Но почему же проверку тетрадей и классное руководство
считают дополнительной работой учителя? Разве это ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
работа?
— Конечно же, это основная работа.
— Учителя отказываются от классного руководства и по закону
имеют на это право. Но что же будет с классами?
— Если за такую зарплату человек не хочет работать, давайте
будем брать молодых людей из пединститута.
— Молодежь идет не в школы, а в коммерческие организации. И вы
прекрасно об этом знаете.
— Выходит, что государство расходует бюджетные деньги на
ларьки и лавочки. Будем вскоре в вузах вводить целевой прием и
уже на первом курсе заключать договор с человеком, чтобы он после
выпуска шел в школу.
— Здравствуйте! Я учитель. Мы в Эвенкии еще за декабрь не
получили заработной платы, а пресловутое повышение зарплаты, о
котором заявило правительство, по распоряжению губернатора у нас
происходит не с 1 декабря прошлого года, как по всей России, а
только с 1 января.
— Думаю, ваш губернатор отменит свое распоряжение. А то, что
вам не выплачено, будет числиться долгом за субъектом Федерации.
«ЗВОНЮ ВАМ ИЗ БЫВШЕЙ РЕСПУБЛИКИ СОЮЗА… «.

— Владимир Михайлович, вас беспокоят из Туркмении. Вы,
наверное, в курсе, что у нас недавно принято девятилетнее среднее
обучение? В этом году моя дочка оканчивает школу, пройдя
программу десятилетки. Она имеет гражданство Российской
Федерации. Может ли девочка поступить в высшее учебное заведение
России?
— Если ваша дочь училась по полной российской программе, то в
этом году шансы у нее есть. А вот выпускникам девятилетних школ
Туркмении поступление в российские вузы явно не светит. Этим
ребятам наверняка придется доучиваться в российских школах.
— Звоню из Белоруссии. Можно ли студенту перевестись из нашего
вуза в российский и если да, то на какой основе — платной или
бесплатной?
— В принципе такая возможность есть. Перевестись можно как на
платное обучение, так и на бесплатное. Но при условии, что в
интересующем вас российском вузе есть свободные места. Причем
вопрос этот решает само высшее учебное заведение.
— Искренне рада вас слышать, Владимир Михайлович! На проводе —
Минск. Моя дочь учится в здешнем университете на первом курсе.
Она очень способная и хочет свободно владеть несколькими
иностранными языками. Но, к сожалению, преподавание слабое, в
группе много лодырей и мало отличников. А так хочется дать
ребенку истинное гуманитарное образование. У нас в Москве есть
родственники. Вот мы и подумали — не отправить ли девочку
продолжить учебу в российской столице?
— Перевод в любые российские вузы, в том числе и московские,
разрешен и в принципе возможен. Но обращаться нужно не в
министерство, а в конкретный вуз. Только он вправе решить вопрос
о переводе.
ПЛАТНОЕ-БЕСПЛАТНОЕ.
— Звоню вам из Архангельской области. У меня сын учится на
платной основе в Мытищинской лесотехнической академии. Уже
несколько лет отучился, а мы с отцом заболели, обоим инвалидность
дали. Мы больше не имеем возможности платить. И учебу как ему
бросать? Можно ли нашему сыну перевестись на бюджетное
содержание?
— Высшее учебное заведение имеет право перевода с платного на
бесплатное обучение, но при двух условиях. Первое: если в этом
вузе есть свободное бюджетное место, к примеру, отсеяли
двоечника. И второе: если ректорат сочтет причины серьезными. Для
начала нужно написать заявление на имя ректора и приложить к нему
соответствующие справки. В принципе руководство вузов должно
заниматься социальной поддержкой студентов.
— Владимир Михайлович, могут ли получить материальное
поощрение студенты-отличники, окончившие школу с медалью, но по
стечению обстоятельств поступившие на платное обучение в вузы?
— Если они поступили на платное обучение, то бюджетные деньги
на них расходоваться не могут. Другое дело внебюджетные средства
вузов, попечительские фонды или гранты. Здесь никаких ограничений
нет.
— Алло, уважаемый министр! Скажите, пожалуйста, где можно
получить информацию о вузах, которые выдают нормальные
государственные дипломы? Сейчас дипломы многих платных учебных
заведений не пользуются доверием у работодателей.
— Государственные дипломы могут выдавать только вузы, имеющие
аккредитацию. Их перечень есть в справочнике Министерства
образования, а также на сайте нашего министерства в Интернете.
При поступлении каждый вуз обязан ознакомить абитуриентов с
документами об аккредитации.
— Владимир Михайлович, звоню из Кемеровской области. Многие
говорят, что коммерческое юридическое образование не легитимно. В
области много филиалов столичных вузов. Является ли юридическое
образование, полученное, к примеру, в филиале Московского
гуманитарного института, легитимным? В нашей большой семье уже
второй выпускник и нас этот вопрос волнует.
— Речь, насколько я понимаю, идет не о «легитимности», а о
том, имеет ли данный вуз государственную аккредитацию или не
имеет. Вам необходимо этим поинтересоваться. Если вуз
аккредитован, то к выданному им государственному диплому никаких
претензий быть не должно. Есть отдельные частные вузы, которые
прекрасно учат. Хотя практика все же подсказывает, что к
выпускникам частных вузов, даже имеющих аккредитацию, относятся
более настороженно, чем к выпускникам государственных вузов. Так
что мой совет — если уж платить за учебу, то лучше в
государственном вузе.
— С вами говорит житель Республики Татарстан. Моя дочь учится
в Казанском государственном технологическом университете на
платной основе. С 1 февраля опять на 25 процентов подняли плату
за обучение. Беспредел! Мотивируют тем, что учителям зарплату
подняли в два раза. Но родителям ведь заработной платы не подняли
ни на 50, ни даже на 25 процентов.
— К сожалению, по нашему законодательству стоимость платного
образования определяет только сам вуз, без всяких ограничений. Я
убежден, что это неверно. Все общество уже понимает, что при
делении образования на платное и бесплатное мы упустили нечто
важное. Нужно вводить новую экономику высшего образования, что мы
пытаемся сделать, в частности, на основе государственных именных
обязательств (ГИФО). Это будет более гибкая система, учитывающая,
кроме прочего, и материальное положение студента.
— В этом году сократится число бюджетных мест в вузах?
— В этом точно не планируется резкого сокращения. А вот в
2003-м мы пересмотрим структуру приема, введем конкурсное
распределение государственного задания на подготовку
специалистов. На конкурсной основе будем распределять, сколько
инженеров, экономистов, юристов нужно подготовить.
— Господин министр, правду ли говорят, что готовится приказ о
том, чтобы в дипломе человека, окончившего филиал того или иного
вуза, указывать именно филиал, а не головное учебное заведение?
— Решение по этому поводу уже есть. Мы не должны никого
обманывать: если человек учился в МГУ не в Москве, а в филиале,
расположенном от университета в тысяче километров, значит это и
должен засвидетельствовать документ.
— Владимир Михайлович, я из Каменск-Уральского звоню.
Представители каких специальностей будут востребованы в ближайшие
годы?
— Несомненно, специалисты в области информационных технологий.
Информатика будет развиваться, проникать во все сферы
деятельности. Речь идет не только о программистах, но и о людях,
связанных с математикой, компьютерной техникой. Кроме того, все
еще не хватает хороших экономистов. В стране сейчас появилось
около 4 миллионов так называемых товариществ — ТОО, АОО и прочих.
Вот им-то остро нужны грамотные экономисты и бухгалтеры. Будут
востребованы менеджеры, умеющие организовать работу того или
иного предприятия. По-прежнему большой спрос, причем не только в
России, на наших физиков, химиков, математиков.
ПРОФЕССОРУ ВОЗРАСТ НЕ ПОМЕХА.
— Меня зовут Кузьмин Геннадий Николаевич, я профессор
Воронежского агроуниверситета. Мне 62 года, в январе я был избран
на очередной срок заведующим кафедрой. Ректор на ученом совете
меня поздравил, однако в контракте написал: «До 65 лет, согласно
закону об образовании». Через неделю был принят новый Трудовой
кодекс, где для заведующих кафедрами такого возрастного
ограничения нет. Прав ли ректор?
— Теперь уже не прав.
— Вам звонит Зоя Петровна. Говорят, есть решение в девятый
класс зачислять только учащихся, не имеющих троек. Не является ли
это нарушением прав детей?
— Да, это самое что ни на есть нарушение прав ребенка. В
России полное среднее образование является общедоступным.
Обращайтесь в местные органы образования — по закону они обязаны
устроить ребенка в школу.
— Я студентка юридического факультета МГУ. Хотела бы узнать:
кто ответствен за распоряжение или приказ не давать стипендию за
то, что хотя бы один экзамен сдан на «тройку» или «двойку»?
— Такого распоряжения по Министерству образования нет. Есть
другое решение, дающее вузу право устанавливать две категории
стипендии: социальную — для нуждающихся студентов и академическую
— за успеваемость. Но все правила о назначении стипендии
устанавливает ученый совет вуза.