Чтобы границы не стали барьерами

Новые границы, разрезавшие бывшую территорию Союза, осложнили,
естественно, экономические, духовные, да и чисто человеческие
связи. Вот уже десятилетие страны Содружества ищут наиболее
оптимальные формы сотрудничества. Год назад Белоруссия,
Казахстан, Киргизия, Российская Федерация и Таджикистан подписали
соглашение о взаимных безвизовых поездках своих граждан. Как
сегодня можно оценить этот опыт? Стали ли границы более
«прозрачными»? В ситуации попытался разобраться наш
корреспондент.

— Надеюсь, что такое не случится, — сказал сотрудник отдела
политического сотрудничества исполкома СНГ Юрий Усатый. — А без
таких договоренностей Содружество попросту задохнется. Ведь
ежегодно его границы пересекают «суммарно» свыше 40 миллионов
человек…
Тут нельзя не вспомнить и Соглашение о безвизовом передвижении
граждан СНГ по территории его участников, подписанное в Бишкеке
еще 9 октября 1992 года. Оно, к сожалению, не получило должного
правового «обрамления», и Россия вынуждена была выйти из
договоренностей, заключив с государствами Содружества
двусторонние соглашения.
Аренда авто Бишкек недостатки устранило, сохранив
главное — возможность взаимных безвизовых поездок. Но почему же
его заключили только пять государств? Политики и дипломаты
объясняют это разноскоростным характером интеграционных процессов
в каждой из стран Содружества, а также некоторыми особенностями в
подходах стран к этим процессам.
Напомним: документ дает право гражданам государств,
подписавших «соглашение пятерки», свободно въезжать и выезжать,
следовать транзитом друг к другу и пребывать на территориях этих
стран. Это не значит, что люди могут пересекать рубежи в любом
месте. Для этого — специальные пункты пропуска. У
«путешественников» должны быть документы, оформленные в
соответствии с национальным законодательством. Наличие отметки в
паспорте о гражданстве — обязательно.
Соглашение (своеобразный эксперимент) предусматривает
вероятность «особых случаев». Так, каждое из государств может
ввести временные ограничения на «безвизовость» и даже выйти из
соглашения, если возникнут некие чрезвычайные обстоятельства,
угрожающие безопасности страны, общественному порядку или
здоровью населения.
Впрочем, Россия подписала двусторонние соглашения о взаимном
безвизовом передвижении и с теми государствами, которые не вошли
в «пятерку». Исключение представляют Туркменистан и Грузия, с
которыми у России — визовый режим пересечения границ. В первом
случае инициатором такого порядка выступил Ашхабад. Впрочем, и в
этом случае лица, имеющие двойное гражданство (то есть России и
Туркменистана), могут посещать обе страны без виз.
С Грузией какого-либо соглашения нет, визовый режим введен 5
декабря 2000 года. Как проинформировали нас в МИДе России, «наша
сторона еще в начале 2000 года предложила грузинским партнерам
заключить соглашение, предусматривающее визовый режим взаимных
поездок граждан по частным делам, в целях туризма, работы, учебы,
постоянного жительства… Однако понимания с грузинской стороны
не встретила. Исходя из гуманитарных соображений, правительство
РФ приняло решение продлить на период переговоров с грузинской
стороной безвизовый порядок пересечения российско-грузинской
границы жителями Абхазии и Южной Осетии». Переговоры идут
регулярно, но с переменным успехом. Тем не менее удалось
договориться «о введении с 23 августа этого года безвизового
пересечения границ через пункты пропуска «Верхний Ларс» —
«Казбеги» для жителей Северной Осетии-Алании (Российская
Федерация) и Казбегского района (Грузия) для посещения на срок до
10 суток упомянутых территорий».
Ну а как выполняется «соглашение пятерки»?
Джурахун Курбанов, второй секретарь посольства Республики
Таджикистан в РФ, в беседе с нашим корреспондентом отметил, что
это «очень хороший» документ: «Он позволяет не превращать границы
СНГ в непреодолимые барьеры, — сказал дипломат. — СССР распался,
но между его бывшими гражданами остались человеческие связи,
деловые отношения. Многие таджики, например, обосновались в
России. Представьте, какими муками сопровождались бы их встречи и
поездки друг к другу при визовом режиме».
Я поинтересовался, не «содействует» ли такая свобода
передвижения контрабанде? «Безвизовый режим, — заметил он, —
вовсе не отменяет таможни и таможенного досмотра товаров».
Тем не менее, по его словам, есть и сложности. Скажем,
граждане Таджикистана, которые живут и работают в России, нередко
имеют паспорта 1974 года, но у них нет прописки или вида на
жительство. Они считаются лицами без гражданства, и когда
возвращаются на свою родину, их не пропускают через границу.
«Люди вынуждены обращаться к нам в посольство, а мы — оформлять
дополнительные документы», — сказал Д. Курбанов.
На эту же проблему обратили внимание и в посольстве России в
Киргизии. По словам дипломатов, к ним поступают многочисленные
жалобы на действия представителей таможни, пограничников, милиции
Казахстана при пересечении этой республики транзитом по железной
дороге гражданами как Киргизии, так и России.
— Их могут высадить и задержать на том основании, —
подчеркивает заведующий консульским отделом посольства РФ в
Киргизии Юрий Шаталов, — что они предъявляют паспорта старого
образца — 1974 года или в них отсутствует прописка, временная
регистрация. Выдвигаемые требования не соответствуют действующим
нормативам и соглашениям.
И все же, как уверен Шаталов, «безвизовый режим выполняет
важную позитивную, связующую функцию».
Александр Соколовский, второй секретарь посольства Республики
Беларусь в Российской Федерации, считает, что безвизовое
соглашение «пятерки» не только узаконило свободное передвижение
граждан, к чему стремится цивилизованное человечество, но и
реально помогает культурному, научному, деловому сотрудничеству.
— Мы такие соглашения не можем не поддерживать, — сказал он. —
Люди еще недавно жили вместе, строили города, производили
продукты, товары — и вдруг оказались по разные стороны границ.
Недаром от 75 до 90 процентов населения Белоруссии, по разным
опросам, осуждают Беловежские соглашения и выступают за
возрождение на новых основаниях Союза, качественное углубление
интеграции…
При этом, по мнению Александра Соколовского, вовсе не следует
забывать о надежной охране внешних границ, которые должны быть
достаточно «прозрачными», но не превращаться в «проходной двор».
В консульской службе МИД Казахстана сообщили, что соглашение
свидетельствует о более высоком и активном уровне интеграционных
процессов в государствах Европейско-Азиатского экономического
сотрудничества. Оно соответствует инициативе президента
Казахстана Нурсултана Назарбаева «О десяти простых шагах
навстречу простым людям», в котором звучит призыв упростить
межгосударственные отношения и передвижения граждан на всем
пространстве СНГ. «Реализация соглашения, — подчеркивают
собеседники, — не требует дополнительных финансовых и иных затрат
с чьей-либо стороны, зато выгода очевидна».
Как видим, несмотря на отдельные издержки, можно
констатировать: «Соглашение пятерки» работает если и не на
«пятерку», то обнадеживающе плодотворно. Минусы есть, но они
поправимы.