Автомобили — шаги в будущее

В последние годы все чаще на улицах городов
и дорогах России встречаются автобусы зарубежного
производства. Как правило, б.у. — изрядно подержанные, купленные
после многих лет эксплуатации в дальнем зарубежье.
Уже через год-два использование их становится
нерентабельным — то одно полетит, то другое…
А запчасти приобрести можно только за валюту.
И ПОРОЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ РЕМОНТ ДОРОЖЕ САМОЙ ПОКУПКИ.
Между тем в городе Павлово-на-Оке Нижегородской области
сохранилось уникальное предприятие, которое в состоянии выпускать
не только привычные всем «пазики», но и большие автобусы как для
городских, так и для междугородных перевозок. Это акционерное
общество открытого типа «Павловский автобус». Еще совсем недавно,
до памятной всем даты 17 августа, к нему присматривались солидные
западные инвесторы. Здесь было все подготовлено для выпуска
больших, 10 и 12-метровых автобусов.
— Как обстоят дела сегодня?
С этого вопроса началась наша беседа с генеральным директором
предприятия Виктором Сергеевичем КОСТРОМИНЫМ. Уместно напомнить,
что Виктор Костромин является членом общественного совета по
проблемам развития автомобильной промышленности при Минэкономики
России, а также членом Союза производителей автобусов при
Минтрансе РФ.
— После августовских событий положение завода, как и
большинства других российских предприятий, крайне осложнилось.
Причина не только в том, что мы делали ставку на самоходные шасси
фирмы «Вольво», которые в рублевом эквиваленте подорожали втрое,
— рассказывает Виктор Костромин. — Кстати, это шасси составляло
половину стоимости автобуса, все остальные комплектующие —
российские.
А у нас более 300 предприятий-поставщиков. Но оказалось, что
многие из них используют в своих изделиях материалы и компоненты
зарубежного производства. В результате цены на них подпрыгнули
просто непредсказуемо, в том числе и на отечественный алюминий,
хотя основа его — глинозем есть и в российских недрах.
Подорожало все: аккумуляторы и медные трубки, шины turanza и краски,
пластмассы и резинотехнические изделия… А из всего этого
складывается цена автобуса. И все же, несмотря ни на что, она у
нас на 15 — 20 процентов ниже, чем у зарубежных аналогов. Особо
хочу подчеркнуть — при европейском качестве.
Взять те же городские автобусы. Два из них уже второй год
колесят по улицам Нижнего Новгорода, и водители ими вполне
довольны.
— Так где же выход? Как решить проблемы, стоящие не только
перед конкретным предприятием, но и перед всей отраслью?
— Я исхожу из того, что автобус — не просто средство
передвижения, а социально значимая продукция. Проблемы с
транспортом, особенно в больших городах, осложняются с каждым
годом. Но, к сожалению, у регионов нет на их решение средств.
Скажите, какой глава администрации сегодня позволит себе купить
автобус, если он не может выдать зарплату врачам и учителям? К
тому же идет зима, у коммунальщиков свои заботы. Поэтому автобусы
сегодня за «живые» деньги продаются на уровне лишь 10 процентов.
Налоги же с нас требуют платить рублями.
Наш завод обеспечивает страну автобусами за счет
товарообменных операций. И в качестве оплаты за те же
комплектующие, за металл мы рассчитываемся нашими автобусами —
идет безденежное обращение. Не только администрации городов и
районов, но и армия, и МВД, другие так называемые силовые
структуры не могут заплатить ни рубля. Но мы понимаем, что и там
людей надо перевозить.
Приходится идти навстречу.
Наши «пазики» для муниципальных властей как
палочка-выручалочка: и в больницах их используют как «скорую», и
для перевозки пассажиров как маршрутное такси, и для
междугородных рейсов. Это выгодно и экономически. Не секрет, что
в дневные часы машины нередко ходят полупустыми. Зачем гонять
огромные «Икарусы»? Власти Нижнего Новгорода, к примеру, давно
поняли эту выгоду, и потому маршрутных такси здесь множество.
Конечно, необходимы и большие автобусы. Я надеюсь, что новое
российское правительство поймет: такие заводы, как наш, в
состоянии решить проблемы транспорта в огромной стране. Не
секрет, что автобусный парк России находится сейчас в плачевном
состоянии. Уже в этом году требуется как минимум 12 тысяч машин.
Наш завод в минувшем году произвел их 8,5 тысячи.
В проекте бюджета на 1999 год предусмотрен ряд мер по усилению
внимания к автомобильной отрасли. И всяческая поддержка ей
обещана, однако, увы, пока лишь на словах. И не случайно бюджет,
который все еще не принят, называют чрезвычайным. Так что особо
надеяться не на что.
Что нужно нам, производителям, для нормальной работы? Не так
уж много. Гарантии правительства для возможных кредитов.
Конкретный государственный заказ с гарантией его оплаты. И все.
— Тогда появится надежда, что удастся сократить пресловутый
бартер?
— Безусловно. Если бы госзаказ составлял хотя бы 30 процентов
от объема производства, это была бы великая поддержка для нас.
Насколько мне известно, в правительстве разрабатывается
специальная программа по возобновлению масштабного производства
автобусов в России. Инициаторами ее создания выступили ряд
областей, в том числе и Нижегородская. Наши потенциальные
возможности оценили по достоинству.
— Виктор Сергеевич, в последнее время в России появилось
множество производителей автобусов. Вот я недавно прочитал
заметку о том, что в Омске телевизионный завод стал выпускать
автобус «Вольво». Не сгущаете ли вы краски? Может, все не так уж
плохо?
— Хотя уже давно установились рыночные отношения, кое-какие
властные структуры продолжают гнуть старую линию, чтобы было все
свое. Только автобусы большой вместимости, судя по прессе,
намерены производить 15 регионов. На это потребуются огромные
капитальные вложения и годы на организацию производства. Что же
касается нашего завода, я заверяю: мы уже сегодня готовы делать
большие автобусы, причем не какие-нибудь, а мирового уровня. За
нашими плечами 46-летний опыт проектирования и производства,
мощный кадровый потенциал.
К сожалению, повторюсь, о государственной поддержке нам
приходится только мечтать. Пока что реальную помощь оказала лишь
администрация Нижегородской области, выделив 15 миллионов
долларов из еврозайма. На сегодня мы получили лишь четыре
миллиона, и все они пошли на приобретение оборудования. Ни цента,
как говорится, не «проели». Все делаем на собственные средства;
берем, когда прижмет, и кредиты.
В эти дни оборудование поступает. И, что приятно, нам
разрешили платить в рассрочку таможенные сборы. Это разумный шаг
правительства.
Так или иначе, во втором полугодии закончим реконструкцию
производственных площадей и сможем выйти на выпуск сначала 500
автобусов большой вместимости в год. Потом — на тысячу, затем —
на полторы, а в перспективе — 2,5 тысячи машин будут сходить с
конвейера ежегодно.
Первые такие автобусы мы показали на выставке «Мотор-шоу-98» в
Москве. Они там получили прекрасную оценку. В текущем году
планируем выпустить сто автобусов.
— Насколько дорогими будут большие автобусы павловского
производства?
— Конечно же, дороже, чем обычный «пазик» семиметровой длины.
Но, как отмечалось, намного дешевле, чем зарубежные аналоги.
Машина вполне конкурентоспособна. К тому же не надо забывать, что
мы в России создаем дополнительные рабочие места, увеличиваем
налогооблагаемую базу со всеми вытекающими из этого
последствиями.
Мы готовы сотрудничать с любым регионом России, с любым
иностранным инвестором, особенно с теми, кто решится на выдачу
долгосрочного кредита. Сомнений в том, что он будет погашен в
срок, быть не может.
Нам удалось разработать универсальный кузов, который можно
установить на шасси не только «Вольво», но и на «Аутосан», и на
любое другое, понравившееся клиентам. Мы готовы работать под те
иномарки, для которых в России уже создана ремонтная база. Но все
это — по индивидуальным договорам. Замечу, что портфель заказов
на 2000 год в основном уже сформирован.
— И все-таки, Виктор Сергеевич, несмотря на столь солидные
перспективы, крупные фирмы и банки так и не проявили серьезного
интереса к вашим проектам. Чем это объяснить?
— Сегодня ни один российский банк, прежде всего я говорю о
филиалах столичных банков в Нижегородской области, не откликнулся
на наши предложения. Сравнительно обнадеживающий разговор
состоялся в Нижегородском отделении Сбербанка РФ, но и там речь
идет лишь о краткосрочных кредитах. На полгода, например. Нас это
не устраивает.
У завода были неплохие договорные связи с нижегородским
филиалом «Альфа-банка». Более того, мы имели неосторожность взять
в этом банке долларовый кредит. И вот обвал 17 августа… Это же
обыкновенный форс-мажор. А банк спокойненько «включает счетчик».
Теперь, чтобы рассчитаться, коллективу надо заработать в три раза
больше, чем планировали. Ни на какие уступки банкиры не идут.
Словом, берут за горло.
Между тем Мировой банк реконструкции и развития проводит так
называемые тендеры на право производства и поставки в нашу страну
больших автобусов. Но победители тендеров всегда известны заранее
— это почти как в российском футболе. Последний тендер выиграла
фирма «Мерседес». Но ведь деньги-то российские, и за кредиты
будет расплачиваться Россия! А почему бы среди отечественных
производителей автобусов нам не сыграть в такой же тендер? И дать
кредиты не иностранным производителям, а нам, причем, вновь
подчеркну, нас интересуют лишь долгосрочные. И давать их надо
тем, кто в состоянии реально делать большие автобусы. Вот это
была бы неоценимая помощь в подъеме этой отечественной отрасли.
Вообще, по-моему, наступило время сказать свое слово и
Министерству транспорта РФ, другим властным структурам. Ведь
сегодня царит экономический произвол, налоги душат.
— Насколько мне известно, намерен производить автобусы
белорусский «МАЗ» в содружестве с Ярославским моторным заводом,
который поставляет дизели? Как это скажется на ваших планах?
— Мы все знаем друг о друге, когда речь идет о бывшем СССР.
Готовы к партнерству, если оно выгодно. Только политики нас могут
развести. А ярославский двигатель действительно хороший. Мы
готовы сотрудничать и с Минском, особенно после того, как
самоходные шасси «Вольво», о чем я уже говорил, в рублевом
эквиваленте резко подорожали.
— В одном проспекте я видел автобус, по дизайну удивительно
похожий на «пазик», но только почему-то турецкого производства.
Вам это не кажется странным?
— Приятно, что нас уже копируют за рубежом. Но что вышло из
этого? Те, кто купил такие автобусы, решают теперь проблему, что
делать с ними дальше. Не приспособлены они к нашим дорогам.
Еще раз замечу: заботу об общественном транспорте у нас должно
взять государство. Поезжайте в любую страну Европы — где вы
увидите, чтобы сотни людей стояли на остановках в ожидании
автобуса? Там все потоки пассажиров изучены, заложены в
компьютер. В Германии, в Италии, например, где мне приходилось
бывать… И повсеместно заказчиками у производителей автобусов
выступают муниципалитеты. А наши бартеры и взаимозачеты, от
которых мы пока не можем избавиться, проблемы не решают, не
позволяя нам рассчитаться даже с бюджетом. Продолжаются задержки
зарплаты. Люди наши терпеливы, но не беспредельно.
И все же, несмотря ни на что, я верю, что планы наши
осуществятся, и большие павловские автобусы выйдут на улицы
российских городов, как и намечено, уже в 2000 году, на рубеже
веков. Хочется надеяться, что новое правительство РФ на деле
поддержит отечественных товаропроизводителей, особенно тех, кто
готов и может выпускать продукцию на уровне мировых стандартов.