Отзывы — Неизвестное об известном

В эту маленькую говорливую шестиклашку Киру с лукавыми
глазками, любительницу посмеяться и пофилософствовать, не
влюбиться нельзя. Она знает названия чуть ли не всех видов
бабочек, шьет потрясающие куклы, написала и даже опубликовала
стихотворения в прозе, а ее картины — аппликации из тканей
удостоены дипломов лауреата. Мамы и папы тех детей, которые
соревновались с Кирой в чем-нибудь, без тени самой едкой —
родительской — зависти (по себе знаю) отдают ей пальму
первенства.
Вначале я думала, что таким талантливым ребенком нужно
родиться. Но, познакомившись с книгами ее мамы — кандидата
педагогических наук.
Елены Михайловны Рендаковой, убедилась,
что это не всегда так.
— Елена Михайловна, существует ли «рецепт», как научить
ребенка быть Творцом?
— Пробуждать в малыше будущего «Колумба всех Америк» можно по
дороге в садик, стряпая пельмени, греясь на пляже под солнышком —
где угодно. Но для этого нужно самому быть фантазером, который
умеет к облаку, прутику, пуговице — к тому, что есть под рукой,
отнестись как к живым или волшебным предметам, а потом «включить»
и фантазию ребенка. Если игры и шутки станут нормой вашего бытия,
сын или дочь будут «обречены» на пожизненное творчество.
— Многие родители и хотели бы «включить фантазию» малыша, да
не знают, как это сделать. Может, подскажете?
— Елена Михайловна, а почему так важно раскрепостить детскую
фантазию и постоянно развивать ее?
— Да очень просто: если нам удается развить у ребенка
воображение и «натренировать» его, то он откроет не только
волшебный мир фантазии, но и свой собственный мир. А это очень
важно: человек, который находится в творческом поиске, постоянно
получает подарки от жизни (подробные отзывы ищите на https://otzyvy.net/): видит солнечный луч и вступает с ним в
игру, слышит журчание ручья и понимает, о чем он по секрету
рассказывает ему. Только такой человек, повзрослев, и сможет
стать «Колумбом всех Америк».
— У каждого человека в жизни бывают удивительные моменты,
когда он встречается со сказкой. Каждая из них делает нас добрее,
любознательнее, мудрее. Но наибольшую пользу для развития ребенка
может принести та сказка, которую он сочинил сам. Джанни Родари,
удивительный итальянский сказочник, считал, что для пробуждения
воображения ребенка существует много способов. Один из них он
назвал «бином фантазии». Суть его проста.
Предложите ребенку два достаточно чужеродных слова, соседство
которых кажется более чем странным. Например, «стул» и «мотор»,
«диван» и «бантик», «стол» и «бегемот», «качели» и «крокодил» и
т. д. Предложите малышу сочинить сказку с использованием этих
слов. Его воображение тут же «проснется», стремясь установить
между указанными словами нечто единое — и фантастическая история
родится сама собой. Это вполне объяснимо — ведь если взять слова
из одной «песочницы», например, «стул» и «стол», «чашка» и
«ложка», то воображение будет спать, а тут: Давайте
поэкспериментируем. Даю вам два слова, а вы тут же сочиняете
сказку. Итак, «бегемот» и «бантик».
— ?!..
— Смелее.
— Жила-была на свете юная бегемотиха. И всегда она была
грустная- грустная, потому что по сравнению с жирафами и зебрами
казалась себе очень толстой, неуклюжей и некрасивой. Однажды на
день рождения мама подарила ей огромный розовый бант. Он был
очень красивым, но бегемотиха об этом и не подозревала, потому
что, ненавидя себя за свое уродство, привыкла думать, что все
большое — некрасиво. В тот день над ней пролетал самолет. А в
самолете был мальчик. Он увидел ее розовый бант и закричал:
«Какая большая красивая бабочка!» А ей показалось: «Какая
красивая бегемотиха!» От радости она подпрыгнула, ленточки банта
затрепетали и: бегемотиха взлетела. Мальчик восхищенно крикнул:
«Ты умеешь летать? Лети со мной!» Гордые изящные и нарядные
жирафы и зебры, задрав головы, с завистью смотрели ей вслед и
говорили: «Она красива и легка, как бабочка». С той поры у
бегемотихи появилось много друзей:
— Неплохо. Но у ребенка получилось бы вдохновеннее.
— Не сомневаюсь. Кстати, кажется, дети очень любят
фантазировать, отвечая на вопрос: «Что было бы, если?..».
— И это можно использовать для создания сказок. Надо взять два
первых попавшихся слова: одно — существительное, второе — глагол.
Их сочетание дает гипотезу, на основании которой можно сочинять
сказку. Например: что было бы, если бы деревья летали? что было
бы, если бы дома (фонарные столбы, машины:) умели говорить? что
было бы, если бы люди перестали улыбаться? и так далее.
— Эти приемы вы изобрели сами?
— «Приемов» тут множество, надо только не лениться думать. Вот
я прочту вам стишок Даниила Хармса «Удивительная кошка»:
Несчастная кошка порезала.
лапу,
Сидит и ни шагу не может.
ступить.
Скорей, чтобы вылечить.
кошкину лапу,
оздушные шарики надо.
купить…
В этом четверостишии сказочных тем — несколько. Например,
можно пофантазировать не только о «лечении» кошкиной лапы с
помощью воздушных шариков, но и с помощью мячика или мыльных
пузырей: Тут возникает масса вопросов. Куда принес ветер кошку на
воздушных шариках?
Как жители этой страны встретили кошку-путешественницу? Или
представить себе картину, как с помощью этого удивительного
средства передвижения начались массовые перелеты в другие места
на Земле, и люди стали закупать шарики и использовать их для
того, чтобы сделать свою жизнь более разнообразной и радостной:
— Удивительно. А из чего еще может родиться сказка?
— Для создания сказок могут помочь загадки, поговорки,
фразеологические обороты, афоризмы. Возьмем, к примеру,
фразеологический оборот «чернильная душа». Давайте сочинять.
У одного мужчины средних лет душа была по-настоящему
чернильной. Вы думаете, это ему нравилось? Ничуть! Чего он только
с ней не делал: сдавал в химчистку, без конца стирал, сушил на
жарком солнце, проветривал, делал заплаты, гладил раскаленным
утюгом — ничего не помогало. Всему приходит конец. Пришел конец и
терпению этого человека. Достал он в очередной раз свою душу и
решил ее больше не стирать, не гладить, не сушить — решил ее
выбросить и жить без души. И вот тут-то:
Думаю, читатели без особого труда придумают продолжение.