Две страны — одна вера

Паломников расположили в монашеских кельях Ново-Афонского
Симоно-Канонитского монастыря. Монастырь первый раз за время,
прошедшее после окончания грузино-абхазской войны 1992-1994 гг.,
принял такое большое количество паломников. Он был основан в 1876
г. на развалинах древнего храма как отделение Пантелеймоновского
монастыря на Афоне, что на побережье Эгейского моря. Но в 1877
г., во время войны с турками, Ново-Афонский монастырь был
разрушен. Заново его стали отстраивать в начале ХХ в. при помощи
Императора Николая II и его супруги. К 1917 г. монастырь уже
представлял из себя государство в государстве с мощной
экономической инфраструктурой. Общее число монахов доходило до
пятисот. Число привлеченных к различным работам наемных мирян
превышало тысячу человек. Были собственные мастерские,
выращивались различные фрукты и овощи. Монастырь славился
оливковым маслом, которое вырабатывалось из маслин, выращиваемых
монахами. После революции часть монахов утопили в Черном море,
часть расстреляли, часть сослали в лагеря. В монастырском храме
св. Пантелеймона советские власти открыли музей. Возродился
монастырь лишь несколько лет назад. Теперь при нем около полутора
десятка монахов и примерно столько же мирян, выполняющих
административно-хозяйственные работы.
Места Симона Канонита.
Паломники в сопровождении брата Дмитрия Дбара, известного в
Абхазии специалиста по истории религии Кавказа, посетили места,
связанные с именем Симона Канонита. Святой апостол Симон Канонит
был сыном св. Иосифа Обручника, по плоти братом Господа и одним
из двенадцати апостолов. Первое чудо, которое сотворил Спаситель,
— претворение воды в вино, — произошло в доме Симона. Св. Симон
проповедывал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и
Британии, а затем вместе с Андреем Первозванным — и в Абхазии.
Симон подвизался в пещере близ Нового Афона. Во время жестокого
гонения на христиан он принял мученическую смерть и был погребен
недалеко от пещеры. Рядом с местом погребения Симона в древности
был выстроен, а впоследствии разрушен храм в честь его имени.
Ново-Афонские монахи в 1875 г. его опять восстановили.
Источник Иверской Богоматери.
Там же, в Новом Афоне, на высоте 250 м над уровнем моря, на
развалинах древней крепости действует источник Иверской
Богоматери. Вода непонятным образом находится на одном уровне на
вершине горы. Ученые так и не могут толком объяснить, как
возможно такое. К источнику ведет выложенная монахами дорога из
камня. Вода из источника считается целебной, поэтому каждый
паломник совершает омовение в специальной купели.
Источник и сама древняя крепость очень почитаются у местных
абхазцев. В часовне крепости у иконы всегда лежат свечи, которые
можно зажечь, там же можно требы онлайн в Белгороде.
Так же, как и Ново-Афонские, достойны посещения святыни,
расположенные рядом с селением Команы, что находится в горах за
Сухуми. Здесь паломников ждут места, связанные с именами людей,
сыгравших немалую роль в истории христианства: Пророка Иоанна
Предтечи, Святителя Иоанна Златоуста и Василиска мученика.
Следы Иоанна Златоуста.
Иоанн Златоуст родился в середине IV в. Он много проповедывал,
был образованнейшим человеком своего времени, оставил после себя
много работ, посвященных богословию.
На землю Абхазии Златоуст попал в результате ссылки, где и
скончался около 407 г. Теперь в честь Иоанна Златоуста примерно в
месте его кончины высится православный храм, выдержавший немало
испытаний. Так, во время грузино-абхазской войны был убит
священник. Бандиты расстреляли распятие Иисуса Христа, лик
Богородицы, икону одного из святых.
Храм выстроен и отделан в традициях грузинской Православной
церкви. Надписи на большинстве икон выполнены на грузинском
языке. Но самой главной святыней храма является гробница, в
которой покоился после смерти Иоанн Златоуст. Ныне мощи Златоуста
перенесены в Ватикан.
Кровавые камни из источника Василиска.
Святой Василиск пострадал за веру в начале IV в. Его родное
селение находилось выше нынешнего селения Команы. Василиск был
благочестивым человеком и совершал чудеса. Правитель Агриппа
решил его казнить. Василиска схватили и заковали в кандалы. Он
попросил у стражников проводить его домой. Дойдя до Команов,
воины решили передохнуть и отправились в ближайший дом
перекусить, крепко привязав Василиска к сухому дереву. Стоя в
тяжелых оковах, под раскаленным солнцем, Василиск молился Богу.
Внезапно послышался голос свыше: «Не бойся, я с тобой». Земля
заколебалась, и из скалы забил источник.
Теперь этот источник является святым местом для православных
христиан. Его вода целительна для души и тела. Его Божественное
происхождение несомненно. Я практически вырос в горах, но ни разу
не видел, чтобы источник выходил из-под горных пород сразу на
протяжении около 20-ти метров, образуя полноводный поток.
Другим необычным явлением источника Василиска являются камни
на его дне. На некоторых из них четко видны красно-бурые пятна,
отчетливо напоминающие запекшуюся кровь. Мне удалось найти
несколько таких камней, говорят, они защищают от злых замыслов
врагов.
Местные жители рассказывают, что до недавнего времени у
источника росли красивые цветы с красными пятнышками на
лепестках, напоминающими капли крови. После того, как их
пересаживали, цветы принимались, росли, но уже без красных пятен.
Могила Василиска находится недалеко от источника.
А не страшно ли в Абхазии?
Несмотря на разнообразные слухи и сведения, паломникам
опасаться за свою жизнь не стоит. Во-первых, сами абхазцы
заинтересованы, чтобы русские к ним ехали на отдых и на святые
места. Во-вторых, паломников и священников в Абхазии уважают, да
и в самом монастыре по просьбе могут выделить сопровождающего.
Справедливости ради стоит отметить, что посещение женщинами
монастыря в качестве паломниц пока не особенно приветствуется —
еще не готов странноприимный женский дом, как в
Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Но если женщины приедут специально
в монастырь, то их никто не выгонит. Мест в полупустых домах
отдыха и кафе сейчас хватает. Кстати, в прошлом году Новый Афон
посетило около 40 000 туристов. В советские времена их было около
миллиона.