Сапожки по ножке

Перефразировав известное выражение «встречают по одежке»,
можно сказать, что встречают и «по обувке»… Вряд ли кто
станет спорить с аксиомой, что обувь — неотъемлемая часть
нашего гардероба. И с тем, что обувь — это то, на что мы
всегда обращаем внимание, оценивая того или иного человека,
что называется, с ног до головы.
Сегодня мы хотим рассказать о московском дизайнере Ирине
Деркач, которая по праву считается признанным обувных дел
мастером…
В 1989 году Ирина после окончания Института легкой
промышленности пришла в качестве художника-модельера на
обувную фабрику им. Г. В. Муханова. В тот момент там по
совместному проекту работали итальянцы. «У них было чему
поучиться»,- вспоминает сегодня Ирина.
Ирина какое-то время работала на предприятии по
производству детской обуви (attipasrussia.ru). Именно к этому моменту относится
ее коллекция обуви «Маленькая Москва», с которой она успешно
выступила на Неделе российской моды-92.
Потом было еще много разных интересных начинаний,
конкурсов, коллекций. Взять хотя бы, к примеру, открытие
мастерской по ремонту дорогой обуви и одежды. Сама жизнь
настоятельно требовала появления подобного заведения на рынке
товаров и услуг. Об этой мастерской ходили легенды, как
выяснилось, и не только в Москве. С нею связан забавный
эпизод, случившийся с Ириной в Америке… Как-то Ирина с
супругом, будучи в Америке, встретили одного московского
знакомого, эмигрировавшего туда, но часто бывающего в
российской столице. И он вдруг им стал рассказывать, как
однажды ему пришлось обратиться в обувную мастерскую где-то в
Новых Черемушках. Он был ошарашен всем — и интерьером
помещения, и обслуживанием, и выполненным ремонтом… Ирина
слушала приятеля, а потом рассмеялась : «Да ведь ты
рассказываешь мне про мою же мастерскую…».
Сегодня Ирина Деркач — известный в России дизайнер обуви.
Она занимается производством, создает модели обуви для
коллекций дизайнеров одежды, работает с индивидуальными
заказами. Она делает обувь для звезд эстрады, театра, подиума.
Среди ее клиентов — Ирина Аллегрова, Лариса Долина, Диана
Гурцкая, Лика Стар, Светлана Лазарева, Сергей Ефремов… От
театра Романа Виктюка она получала заказы на изготовление
изящных женских лодочек… 42-го -43-го размеров.
— Мне нравится выполнять какие-то необычные, порою
экзотические заказы, — рассказывает Ирина. — Для модельера
Виолетты Литвиновой я делала ботинки в виде носорога с
забавными складочками на физиономии… Для Шуры —
разнообразные сапоги, в которых он выступает на публике и
которые должны работать на его имидж…
Кто-то вдруг просит выполнить ботинки в восточном стиле, и
так рождается нечто, похожее на обувь из сказки о Старике
Хоттабыче… А однажды пришла дама, которая принесла сапоги
«от Версаче» стоимостью полторы тысячи долларов и попросила
чуточку расставить их в голенище… Понятно, что в других
местах, куда она обращалась, никто не брался за работу…
— «Расставить» Версаче невозможно, это кощунство, — говорит
Ирина. — Но и заказчицу можно понять: ей-то хочется носить
обновку. Остановились на таком варианте — сапоги пришлось
укоротить, а из оставшейся кожи я сделала маленькую дамскую
сумочку…
Один модельер-обувщик изрек однажды, что «обувь — это
транспортное средство без двигателя, двигателем является
человек». С этим трудно не согласиться. При всей своей
кажущейся простоте обувь — вещь совсем не простая. Мы хотим
чувствовать себя в ней комфортно. Хотим также, чтобы она при
этом была красива. Обувь должна быть еще экологична. И
гигиенична. А также — отвечать определенным требованиям
врача-ортопеда. Вот сколько слагаемых. Далеко не всегда
изделия, которые мы приобретаем, соответствуют всем этим
показателям. Вот почему в одних туфельках мы можем бегать
целый день и чувствовать себя, словно в домашних тапочках, а
иные хочется сбросить с себя и идти босиком…
Особый разговор конечно же обувь ручной работы, сделанная
по заказу, по индивидуальной колодке. Добавим к этому еще и
творческое вдохновение, и высокохудожественное исполнение, что
и отличает студию Ирины Деркач (хотя то, что она называет
студией, вполне могло бы называться Домом моды, но, как
говорит сама дизайнер, оно не любит «громких» названий).
Сегодня Ирина Деркач работает в двух основных направлениях:
обувь и аксессуары и одежда (кожа, мех). Ее специальный показ
на последней Неделе высокой моды в Москве имел большой успех,
как, впрочем, и многие другие, предшествующие показы…
Материалы, которые использует в своей работе модельер,
самые разнообразные: кожа, гобелен, замша, плащевая ткань,
кружево, сетка, бархат, мех кролика, стриженой ондатры,
куницы, норки, соболя…
— Очень люблю использовать в изготовлении и обуви и одежды
модный и экологичный гобелен, причем московского производства,
— делится секретами Ирина. — А вот прочее сырье — в основном
из Италии. К сожалению, — добавляет дизайнер.
Интересны и названия, которые она дает своим коллекциям:
«Незабываемые шестидесятые», «Барышня-крестьянка»,
«Раскаленный лед», «Дикая орхидея», «Наши в городе»…
Опыт дизайнера обуви и одежды Ирина соединила со своим
интересом к теме 20-х годов ушедшего века в коллекции под
названием «Привилегия». «Мне нравится сдержанная роскошь. В
милой старомодности маленьких шляп, заниженной талии и рукавах
«летучая мышь» я вижу тенденции будущего». И в то же время она
говорит: «Так приятно быть молодой, дерзкой, немного
легкомысленной и уверенной в себе…» Позволять быть себе
разной — не в этом ли привилегия женщины?
Не так давно Ирина выполняла заказ для невесты из далекой
Шотландии, которая выходила замуж за россиянина. Свадебным
нарядом стал костюм из белой кожи, а на ножках у невесты были
туфельки, расшитые натуральным жемчугом, в которых та, надо
полагать, ощущала себя настоящей принцессой…
Хорошо это или плохо, но замечено, что современные женщины
становятся все выше ростом. А это значит (по простому закону
физиологии), что размер ноги их соответственно увеличивается.
И не редки случаи, когда сегодня у представительниц
прекрасного пола размер этот зашкаливает за «сороковой».
Кто-то из них просто не может подобрать себе нужной обуви,
кого-то не устраивает то, что есть в магазине, а кто-то
мечтает о своем «хрустальном башмачке», хоть и размером не
вышел… Мечтать не запретишь. Тем более, когда знаешь, что
есть мастер, который может воплотить эту мечту в реальность…
Давно известно, что «сапоги должен точать сапожник», а
«пироги печь пирожник». И если Сапожник настоящий, то слово
это надо писать с большой буквы…