Социальный комплекс одно из главных направлений городского бюджета

На реализацию Комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы направлено около 40 — 45 процентов городского бюджета, что составило в 2003 г. свыше 90 млрд. руб. На этот год запланированный объем затрат вырастет до 109 млрд. руб.
На прошедшей на днях пресс-конференции заместитель председателя Бюджетно-финансовой комиссии МГД Александр Тарнавский ознакомил журналистов с работой Московской городской Думы в области социальной политики. Он рассказал о новых принятых законах, о проблемных вопросах, определил приоритетные направления социальной политики на 2004 г.
Особенно были выделены вопросы сохранения уровня жизни ветеранов и их материальная поддержка за счет средств, выделяемых из городского бюджета; реализация дополнительных мер социальной защиты инвалидов и участников войны; предоставления жилья.
Особое место в программе социальной политики уделяется социально-правовой защите детей. Тарнавский положительно отозвался о принятом 19 мая этого года законе города Москвы «Об административной ответственности юридических и индивидуальных предпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых». По этому закону заведения (дискотеки, клубы, рестораны и другие развлекательные учреждения), в которых будут находиться лица, не достигшие 14 лет, без взрослых в период с 22 вечера до 6 утра обязаны выплатить штраф в размере до 100 — 300 минимальных размеров оплаты труда. Это очень важно именно сегодня в период увеличения употребления наркотиков, роста проституции (http://exie.ru/pro-vsyo-na-svete/problema-prostitutsii.html ), активной деятельности молодежных бандитских группировок. По мнению депутатов МГД, этот закон позволит, с одной стороны, обезопасить жизнь подростков, а с другой — снизить рост преступности среди несовершеннолетних.
Еще одним положительным моментом, как заявил заместитель председателя Бюджетно-финансовой комиссии МГД, являются принятые 2 июня изменения в закон «О транспортном налоге». С введением обязательного страхования москвичам, владельцам транспортных средств, в том числе и ветеранам, пришлось платить эту страховку. Это вызвало недовольство в обществе. Возник вопрос о том, каким образом облегчить жизнь московским ветеранам. Но так как это федеральный закон, московские депутаты повлиять на него не могли. По инициативе Комиссии по делам ветеранов МГД было принято решение об отмене уплаты транспортного налога ветеранами ВОВ, инвалидами I, II групп на одно транспортное средство, срок начала действия — 1 января 2005 г. «Я считаю, это радикальный шаг, — заявил Тарнавский, — получится, что в следующем году благодаря введению этих изменений в закон бюджет потеряет около 50 млн. руб. Но тем самым мы облегчим жизнь ветеранам и инвалидам. Вот эта конкретная мера, о которой я горд сообщить».
Еще одно важное место в социальной политике Москвы занимают вопросы, связанные с предлагаемыми правительством Российской Федерации реформами системы социальных льгот и единого социального налога. Суть законопроекта заключается в замене оплаты проезда на транспорте, медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения, обеспечения лекарствами и пользования услугами связи для ветеранов на ежемесячные доплаты к пенсиям. В первоначальном варианте закона размер компенсаций не превышает 1000 руб. 25 мая были объявлены более высокие цифры: от 3500 руб. (Героям России, СССР и Социалистического Труда) до 800 руб. (инвалидам III группы). Московские законодатели категорически против такого положения. Дело в том, что размеры компенсаций не равноценны уровню предоставляемых льгот ветеранам и инвалидам города Москвы. Также столичные парламентарии крайне обеспокоены одновременным снижением ставки единого социального налога и пятикратным увеличением централизации средств в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования. Это приведет к увеличению нагрузки на бюджет и ограничит возможность получения бесплатного медицинского страхования. Эти факты нашли отражение в Обращении Московской городской Думы к Председателю Государственной Думы Федерального собрания РФ Борису Грызлову и Председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову. В нем высказалась просьба предоставить право регионам России сделать самостоятельный выбор форм помощи государства социально незащищенным категориям населения.
Долгое время рассматривался законопроект «О приоритетах предоставления жилья». Главная проблема состоит в том, что на 8 тыс. квартир, предоставляемых городом, претендуют около 197 тыс. семей. Правительством была внесена определенная система деления на категории: общая очередь (50 процентов предоставляемого жилья), внеочередники (4 процента) и первоочередники (46 процентов). Когда департамент резко поменял правила игры, начав все с чистого листа, кто-то из общей очереди получил квартиру быстрее, чем ожидал, а различные категории льготников в количестве квартир существенно потеряли. «Нельзя сразу переходить на новое перераспределение жилья, — выразил свою позицию Тарнавский, — нам нужен какой-то переходный период».
Также отмечалось предложение правительства по существенному изменению закона, регулирующего благотворительную деятельность в городе Москве. Существует городской Благотворительный совет, который возглавляется мэром Москвы.
Сейчас в Московской городской Думе имеется ряд проектов законов, регулирующих социальную сферу. В перспективе работы московских депутатов рассмотрение проектов законов «О минимальном размере оплаты труда в городе Москве», «О профессиональных творческих деятелях литературы и искусства», «О государственной поддержке многодетных семей в городе Москве» и другие.