Можно ли заключать трудовой договор с несовершеннолетним

Опасения, что пятидесятипроцентная надбавка к заработной плате,
установленная главой столичной администрации руководителям средних учебных
общеобразовательных учреждений может стать средством манипулирования
кадрами, директора некоторых киевских школ высказали, как только узнали о
назначении надбавки. Признаться, к подобным недоразумениям мы отнеслись
скептически, ведь в приказе совершенно четко определены критерии, на которые
должны ориентироваться в районных управлениях образования при начислении
надбавки или же лишении оной. Обойти эти критерии, полагали мы, просто
невозможно.
Но сигналы, что подобное все-таки произошло, не заставили себя ждать. Не
желая накликать беду на голову кого-либо из звонивших в редакцию, мы
попросили руководство Главного управления образования Киева назвать школы,
директора которых не получили надбавку. Выяснилось, что таковых в столице
четыре: NN 70, 135, 272, 298. Может быть, их руководителей «отмечали»
взысканиями или привлекали к уголовной ответственности — тогда поощрение
действительно не положено? Что касается 298-й, то к ее директору имеются
претензии у правоохранительных органов. За остальными же «ничего такого» не
числится. Почему же тогда к ним отнеслись так неблагосклонно? Объяснить это
попытался заместитель начальника Главного управления образования и науки г.
Киева Николай Грицан:.
— Надбавка не устанавливается и в случае, когда руководитель некачественно
выполняет свои функциональные обязанности, нарушает трудовую дисциплину, а
также если в «его» школе имел место несчастный случай с летальным исходом
или другими тяжелыми последствиями для работников или учащихся, если
школьников привлекают к уголовной ответственности за совершение тяжких
преступлений. Что касается директоров 70-й, 272-й и 135-й школ, то их
ожидаемой надбавки лишили районные отделы образования — видимо, обнаружив в
работе директоров какие-то недочеты. Сейчас соответствие деятельности этих
руководителей критериям качества, означенных в «Условиях установления
надбавки» проверяются — и, возможно, они ее все-таки получат.
Связавшись с «пострадавшими» директорами, мы выяснили, что ни о какой
проверке они знать не знают и ведать не ведают. Да претензий по работе никто
им не предъявлял. В немилость же, предполагают все трое, попали потому, что
не подписали контракт или срочный трудовой договор с несовершеннолетним.
— Целый год в Радянском районном управлении образования меня попрекали
нежеланием перейти на контрактную форму работы, — сетует директор школы
N135 Маргарита Гайдук. — Но в каком законе написано, что я обязана это
делать? Контракт или срочный договор делает работника легкоуправляемым:
хочешь, чтобы договор продлили, пляши под дудочку начальства. История нашего
образования пестрит печальными примерами того, что случается с детьми, когда
директора школ попадают в жесткую зависимость от вышестоящих инстанций.
Спасибо законодателям: они это учли. Я принципиально не подписала договор —
и мне тут же дали понять, что мною недовольны.
О том, что иных веских причин для недовольства работой Маргариты Евгеньевны
нет, свидетельствует простой факт. В январе нынешнего года именно на базе
135-й школы проходил семинар «Управленческая деятельность школьной
администрации» — если бы у Гайдук и ее коллектива нечему было поучиться,
разве пригласили бы в ее школу коллег со всей киевской области?.
Аналогичный семинар-практикум для учителей сельских школ по просьбе
Киевского межрегионального института усовершенствования учителей им. Бориса
Гринченко, провела и директор Украинского национального колледжа (СШ N272)
член-корреспондент Академии педнаук Василина Хайрулина. Но и она надбавки не
получила. Заведующий управлением образования Днепровского района столицы
Александр Родин, которого пришлось по этому поводу потревожить, сказал, что
у него «плохих» директоров нет, поэтому к надбавке он представил всех.
Почему фамилии директора сш N272 не оказалось в приказе Главного управления
образования и науки столицы — этого Родин не знает.
Дымкой недосказанностей окутана и фигура директора 70-й киевской школы
Людмилы Краснокутской, возглавляющей самое крупное общеобразовательное
заведение в Шевченковском районе. Кстати, Людмила Андреевна не считает
разумным ставить зарплату директора в прямую зависимость от того, что
сотворят ученики. В 70-й школе 1200 учащихся, которых воспитывают (или не
воспитывают) родители. Как может директор отвечать за все последствия этого
воспитания?.
Зато в «надбавочном» приказе черным по белому обозначена фамилия директора
школы N314 Ивана Вакуленко, о котором «ФАКТЫ» писали как о человеке,
уличенном в явных нарушениях должностных обязанностей. В этой школе были
обнаружены «мертвые души», которые аттестовали наравне с живыми. Из нее
уволилось больше половины педагогического состава, вследствие чего ситуацией
занималась комиссия Министерства образования и науки Украины. Однако в
районном управлении сочли, что Вакуленко заслуживает материального
поощрения.
Получила его и Ирина Новосельцева — директор 61-й школы, где дело дошло до
ученической забастовки. Ученики и их родители вынуждены были обратиться за
помощью в редакцию. Публикация же по этому поводу не появилась до сих пор
лишь потому, что начальник Киевского управления образования Борис Жебровский
вот уже третью неделю не находит даже пятнадцати минут на обсуждение проблем
упомянутой школы с автором материала.
Есть у родителей киевских школьников претензии и к некоторым другим
руководителям общеобразовательных заведений, однако фамилии последних в
списках на надбавку значатся. Выходит, не так уж неправы были директора
школ, опасаясь, что начинание главы столичной администрации во благо учебных
заведений чиновники от образования могут поставить на службу собственным
интересам?.
P.S. На днях мэр Киева Александр Омельченко подписал еще одно распоряжение
— «О предоставлении денежного вознаграждения и материальной помощи
работникам образования». В феврале нынешнего года в столице должны
обеспечить выплату денежных вознаграждений в размере 75% от должностного
оклада или ставки педработникам общеобразовательных, внешкольных и
дошкольных учебных заведений, методических учреждений, межрегионального
института усовершенствования учителей, педколледжей, медучилищ и училищ
культуры, фильмотек и психолого-медико-педагогических консультаций.