Обжалуем постановление ФАС

За дорогой бензин правительство решило спросить с нефтяников
Правительство решило разобраться с ценами на горючее. Для
начала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила
запрос крупнейшим нефтяным компаниям с целью «выяснить степень
обоснованности повышения ими цен на углеводородное топливо в
2005 году».
Не позднее 10 мая сырьевики должны отчитаться за период
декабрь — апрель по ряду параметров: объемы добычи сырья,
экспорта нефти и нефтепродуктов, стоимость и количество нефти,
поставляемой на переработку, уровень отпускных цен
нефтеперерабатывающих заводов, оптовых цен сбытовых
предприятий, розничных цен на принадлежащих компаниям АЗС,
количество заправок в каждом регионе. Отдельно ФАС запросила
сведения о динамике цен и объеме нефтепродуктов, реализуемых
для сельхозпроизводителей.
В принципе ничего удивительного в таком запросе нет. Обладая
такой информацией, федеральная власть сможет наконец заняться обжалованием постановления фас,
проанализировать реальную ситуацию на внутреннем рынке
нефтепродуктов. Странно, что раньше эти данные собирались лишь
в регионах.
Для нефтяников эта новация вроде бы неприятностями не грозит.
Хотя в письме заместителя главы ФАС Анатолия Гомолзина
указано, что информация «должна предоставляться с указанием и
обоснованием дат изменения цен». Но за прошедшие четыре
месяца, вопреки слухам, цены на ГСМ в большинстве регионов
даже снижались. Так, средняя по стране цена литра бензина
марки Аи-80, зафиксированная Росстатом на 11 апреля,
составляла 12,46 руб. (на 21 коп. дешевле, чем 6 декабря), Аи-
92 — 14,42 руб. (- 17 коп.), Аи-95 — 15,55 руб. (- 18 коп.).
Правда, литр дизтоплива подорожал — до 13,16 рубля. Иная
ситуация в столичном регионе, где было отмечено подорожание
моторного топлива.
Теперь, однако, у ФАС будут «базовые цифры», опираясь на
которые в дальнейшем можно будет спросить любую компанию,
поменявшую ценники на АЗС: почему? на каком основании? Знающие
люди заметят, что спросить-то легко, а вот запретить нельзя.
Правда, можно припугнуть: мол, начнешь жадничать — жди в гости
налоговую инспекцию. Или пожарную. Или экологическую. Или
земельную. В общем, жди!
Крупным вертикально интегрированным компаниям такая ситуация
даже выгодна: они могут временно не повышать розничные цены на
бензин и солярку (или даже понизить) для своих АЗС — и
одновременно поднять оптовые цены для «сторонних» заправщиков,
выживая их с рынка. В итоге и без того монополизированная
отрасль будет окончательно «выкуплена» крупнейшими владельцами
нефтяных скважин, перерабатывающих заводов и заправочных
сетей.
Власти, правда, обещают, что «административный пригляд» за
бензиновыми ценами — дело временное, вводится в порядке
исключения. Вот, мол, появятся в руках правительства
экономические рычаги после принятия закона «О конкуренции» —
перейдем к рыночным методам регулирования. Однако, как
известно, нет ничего более постоянного, чем временные решения.