Бездоговорное потребление электроэнергии

О сохранении промышленного потенциала столицы, о ситуации в
электроэнергетике мегаполиса и о межрегиональном сотрудничестве
шла речь в очередной телепрограмме «Лицом к городу».
На вопросы москвичей отвечал вице-мэр столицы Валерий ШАНЦЕВ.
Корреспондент: Превращать столицу в город клерков правительство
Москвы сочло недальновидным и продолжает поддерживать
промышленность. В ближайшие три года на эти цели потратят 9,5
миллиарда рублей. Если пять лет назад это была прямая финансовая
подпитка предприятий, то два года назад уже лишь льготирование
ставки кредита. Сейчас стратегия вновь меняется. Почему и в каком
направлении? С одной стороны, это непосредственная подготовка
промышленности к новым условиям и к новым требованиям, которые
диктуют международные стандарты. И требование вступления во
Всемирную торговую организацию. С другой — мы говорим, что Москва
должна стать городом высоких технологий.
Вопрос: Быстрыми темпами повышаются тарифы на электроэнергию и
тепло. Меня интересует как можно осуществлять бездоговорное потребление электроэнергии.
Вы знаете, сказать вам, что мы способны в
Москве нашими усилиями остановить рост цен на энергоносители, я не
могу, не имею на это права. Объективно у нас инфляционная
экономика. Идет рост цен на сырье, растет заработная плата.
Например, основой для выработки электроэнергии и тепла в Москве
является газ. А в 2004 году по решению федеральной энергетической
комиссии цены на него выросли на 20 процентов. А как быть с
тарифами? Одно могу обещать, мы занимаем очень жесткую позицию по
отношению к монополистам в области поставки электроносителей,
прежде всего к Мосэнерго, с тем чтобы не было неоправданных
повышений, экономически необоснованных затрат. Мы в этом году
выполнили полностью постановление правительства о предельных
уровнях повышения тарифов. Рост тарифов на электроэнергию составил
для потребителя в среднем 13 процентов, для населения — 16
процентов. По теплу тоже уложились в эти же параметры. Наша
политика направлена на то, чтобы снижать стоимость энергоресурсов
для промышленных предприятий. Потому что у нас существует
перекрестное финансирование по целому ряду энергоносителей, прежде
всего по воде. Вы знаете, что население платит меньше, за них
расплачиваются промышленные предприятия. Я думаю, что в 2004 —
2005 годах сократим тарифы для промышленных предприятий примерно
процентов на 30. Мы понимаем, что лучше нам иметь за счет снижения
себестоимости более конкурентоспособную продукцию предприятия,
увеличивать объемы и тем самым выплачивать людям большую
заработную плату за больший объем работы. И тогда они справятся с
нормальными, экономически обоснованными тарифами сами.
В Москве в целом надо проводить комплекс мероприятий по
сбережению энергоресурсов и воды. Сегодня расход воды в день на
каждого человека составляет 400 литров, но это только в нашем
городе можно наблюдать такое расточительство.
Корреспондент: С 1995 года малое предприятие ЭНЭЛЭКО —
энергетика, электроника, экономика — работает на энергетическом
рынке не только Москвы, но и всей страны. Оно разработало
двухтарифные счетчики фактического расхода электроэнергии, горячей
и холодной воды — дневного и ночного. А кроме этого систему сбора
данных со счетчиков, передачу их по радиоканалам на диспетчерский
пункт с последующей выдачей платежных документов. Сегодня в Москве
такие счетчики работают в 2000 жилых домов. Для сравнения — всего
их в Москве 32 тысячи. Нужны ли жилищно-коммунальной реформе
столицы разработки ученых малого предприятия ЭНЭЛЭКО?
Валерий Шанцев: Являясь председателем городской энергетической
комиссии, я эту проблему знаю очень хорошо, знакомился с опытом
предприятия ЭНЭЛЭКО. Система действительно перспективная, но
справедливости ради надо сказать, что она не одна в городе и не
одна в стране. Есть довольно серьезно продвинутые разработки и у
других организаций. И если у ЭНЭЛЭКО есть определенное количество
договоров, то есть они не только у нее. Что касается большого
сопротивления разработкам этого и других предприятий, то имеются
причины субъективного характера. Например, монополисту Мосэнерго
невыгодно получать деньги с потребителя по ночным тарифам, которые
существенно ниже дневных, утвержденных региональной энергетической
комиссией. Поэтому это предприятие даже умудряется двухтарифные
счетчики менять на однотарифные, не получая стоимости за их
замену. Мы с этим жестко боремся. Кроме этого все наши сегодняшние
договоренности о реформировании ОАО «Мосэнерго» направлены на то,
чтобы мы были одними из главных акционеров создаваемых сетевых,
электрических, тепловых компаний, с тем чтобы могли оказывать
влияние на их деятельность. А пока мы только судимся с ними и, как
правило, выигрываем процессы.
По установке счетчиков есть программа, одобренная
правительством Москвы, и малые предприятия, которые сегодня
активно занялись разработкой и выпуском их, знают объем этой
программы. Но здесь есть другая проблема. Мы пока еще не
установили счетчики в домах, а уже хотим поставить их в каждую
квартиру. Кстати, в некоторых домах система отопления,
электрообеспечения очень старая, ее непросто приспособить к
установке счетчиков. Нужна модернизация жилых домов, чем мы
сегодня и занимаемся. Здесь требуется серьезный инженерный
организационный подход. Но оснащение жилого фонда, объектов
социальной сферы приборами учета является для правительства Москвы
генеральным направлением, и оно будет реализовано.
Вопрос: При нашей фабрике есть три общежития. Правительством
Москвы было выпущено постановление о строительстве жилого дома с
целью их расселения. Его выполнение находится на контроле и в
Департаменте жилищной политики и жилищного фонда, и в префектурах
Центрального и Юго-Западного округов, а также депутат Московской
городской Думы помогает нам в решении этого вопроса. В какой
стадии находится выполнение данного постановления?
Валерий Шанцев: Я принимал участие в принятии этого
постановления. В нем для расселения предполагалось отдать дом в
Бутове. После того как вышло постановление правительства, я,
честно говоря, потерял из сферы своего контроля этот вопрос. Но
поскольку до сих пор не чувствуется движения в решении проблемы, я
обещаю вам подключиться к реализации такой маленькой программы,
как строительство одного жилого дома. Я думаю, что по силам мне и
моему аппарату это сделать.
Вопрос: Большинство работающих на фабрике пользуются
Серпуховско-Тимирязевской линией метро, которая очень перегружена.
Как можно решить проблему?
Валерий Шанцев: Проблема действительно есть. На станции
«Чертановская» неоднократно проводились обследования, и
действительно трудно оттуда уехать. Было проведено несколько
совещании по этому вопросу. Ежедневно на линию дополнительно
выходит четыре поезда, что позволило снизить в час пик интервал
движения -вместо 2 минут стало 1.35. Сейчас Мытищинский завод
заканчивает выполнять наш заказ, и мы будем добавлять к каждому
поезду еще по одному — восьмому вагону. Решаем вопрос и с
увеличением количества наземного пассажирского транспорта, что
разгрузит линию метро.
Корреспондент: Межрегиональные связи Москва начала особо
развивать десять лет назад. Во времена не самые простые — развал
Советского Союза, в стране политическая неразбериха, экономические
проблемы и пустые прилавки магазинов. Казалось бы, восстановить
разорванные нити экономических связей в таких условиях почти
невозможно. И все же город начал эту нелегкую работу. Сегодня 275
соглашений связывают столицу с 80 российскими регионами, а также
со многими областями Белоруссии.
Валерий Шанцев: У каждого региона есть своя специфика. И у
каждого региона есть свои задачи, которые надо решать как в
области собственного развития, так и в области развития своего
реального сектора экономики. Когда ломали старую систему
обеспечения страны всем необходимым, все было понятно. Сломать
сломали, а потом все это как-то замерло в ожидании. Все говорили,
в Москве колбаса, в Москве мясо, а у нас нет, мол, давайте сначала
себе колбасу оставим. Какое-то время это срабатывало. А потом в
регионах поняли, что производят больше, чем потребляют. Потому что
потребление у самих упало, и зарплаты, и пенсии низкие. И куда-то
надо сбывать, развивать свою экономику, доходную часть бюджета
увеличивать. А самый емкий московский рынок?! Надо сказать, что
Москва в день потребляет 21 тысячу тонн продовольствия. А
некоторые области в год производят 2 тысячи тонн мяса. Эта задача
развития очень серьезная. И нам, естественно, хочется иметь
продовольственную безопасность. Ну мы покупаем мясо в Аргентине
или масло в Новой Зеландии. А случить что, что будем делать?
Поэтому и взят такой курс на межрегиональное сотрудничество.
Регионы очень хотят с нами заключать взаимовыгодные соглашения. Их
руководители просят дать им возможность реализовывать свою
продукцию в столице, дать инновационные разработки московских
ученых, новую технологию, помочь там создать производство.
Вопрос: Я возглавляю социальную сферу фабрики «Парижская
коммуна», которая полностью сохранена. У нашей фабрики в
Солнечногорском районе Московской области имеется оздоровительный
лагерь, которому уже 55 лет. Чтобы его содержать, нужны большие
средства. Существует ли договоренность между правительствами
Москвы и Московской области в плане предоставления льгот при
аренде земли объектов подобного назначения?
Валерий Шанцев: Как субъект Российской Федерации мы вышли с
законодательной инициативой по вопросу об изменении
налогооблагаемой базы по налогу на прибыль для предприятий,
которые имеют лагеря и социальные сферы, с тем чтобы затраты,
которые они несут, были сняты из налогооблагаемой базы. И тогда
они платили бы меньше налог на прибыль за счет того, что содержат
объекты социальной сферы. Городская Дума нас поддержала, закон
этот приняла, сейчас он направлен в Государственную Думу. Я знаю,
что в ближайшее время он будет обсуждаться.
Вопрос: Существует система ипотечного кредитования. Но ни для
кого не секрет, что для большинства москвичей взять кредит —
проблема. Планируются какие-то более лояльные условия получения
ипотечного кредита со стороны правительства города Москвы?
Валерий Шанцев: Да, у нас есть несколько разновидностей
ипотечного кредитования. Есть банковская ипотека и небанковская
ипотека. Но если оценивать их с точки зрения доступности для
населения, то, конечно, мы сегодня всем москвичам их предложить
можем, но загвоздка в том, что средние сроки предоставления
кредита — это 10 лет, а процент банковского кредита составляет в
рублях примерно 18 процентов, минимальный 15, в валюте -11 -13
процентов. Это очень высокий процент.Этим может воспользоваться
только человек, месячный доход которого около 30 тысяч рублей. Но
это доход очень высокий, а у нас средняя заработная плата в
промышленности около 11,5 тысячи. Поэтому задачу ипотечного
кредитования мы пытаемся решить вместе с российским ипотечным
агентством. Создали свой коммерческий банк — Московское ипотечное
агентство. Привлекаем к этому страховые компании. Наша задача —
определить участие правительства Москвы, участие государства в
реализации ипотечных схем, с тем чтобы сроки предоставления
ипотечного кредита расширить до 20 -25 лет и чтобы процент был на
уровне 5 процентов годовых. Думаем и над тем, как снизить
первоначальный взнос, который сегодня составляет около 30
процентов. Опустить бы его процентов на 15! Нужно использовать
новые финансовые схемы, ценные бумаги, облигации, внутренний заем.
Поэтому ипотека — это генеральная линия развития жилищного
строительства. Большинство жилья, на наш взгляд, с коммерческого
рынка, когда его продают просто неизвестно по какому адресу и
зачастую не москвичам, должно перейти на рынок ипотечного
строительства. Чтобы каждая квартира строилась уже с момента
проектирования конкретному москвичу по конкретному адресу. Здесь
надо использовать и имеющееся жилье, чтобы в расчет оно входило
при продаже на вторичном рынке, опять же под ипотеку.
Вопрос: Слышали о том, что правительство Москвы начало
реализовывать программу «Народный гараж». Расскажите об этом
подробнее.
Валерий Шанцев: Многие, наверное, понимают эту программу как
строительство дешевых народных гаражей. В данном случае это
никакого отношения к дешевизне не имеет. Главное отличие этой
идеологии от прежней в том, что такие гаражи не строятся
инвестором на продажу на коммерческом рынке, а создаются
москвичами товарищества или другими коллективами, которые сами
финансируют их строительство. Земельные участки выделяются городом
бесплатно на бесконкурсной основе. Причем город не берет никакой
доли гаражей при таком контракте.