Золушка парфюмерии

Это была одна из московских примет перестройки: магазин парфюмерии «Эсте Лаудер» в центре Москвы, на улице Горького. Как удалось хозяйке фирмы получить столь выгодное место для своих товаров — неизвестно. Высказывались лишь предположения, связанные с ее умением завязывать высокие знакомства — в том числе с супругами приезжавших в США руководящих лиц…
Несколько лет, пока импортная косметика не стала появляться в других торговых точках, модницы — и не только московские — всеми силами стремились попасть в чудо-лавку. Из уст в уста передавалось: кремы и помада «Эсте Лаудер» ничем не хуже французских, но дешевле, и у дверей очередь стояла с раннего утра и до закрытия. А некоторые энтузиастки дежурили всю ночь — перестройка перестройкой, а с хорошей косметикой было туго. Талоны, дававшие право входить без очереди, распределялись между передовиками труда и женами ответственных работников.
Кем же была эта Эсте Лаудер, чья клеточная косметика сейчас продается в 120 странах мира? Прежде всего талантливым химиком-самоучкой. Ее империя началась на кухне, где она, используя знания, полученные от дяди-аптекаря, экспериментировала, составляя кремы из органических ингредиентов. Эсте была еще и гением рекламы и торговли, ее нововведения затем подхватывались другими. Но она опережала всех и в конце концов взяла в свои руки почти половину американского рынка косметики.
Эсте всю жизнь скрывала дату своего рождения, но ее биографы все-таки установили, что она родилась 1 июля 1908 года в семье еврейских эмигрантов из Венгрии в нью-йоркском районе Куинс.
Настоящее ее имя Жозефина Эстер Ментцер, Эсте — это ее детское прозвище. Потом она писала, что очень страдала от грубого акцента и вообще от «несветскости» своих домашних, ей хотелось стать «стопроцентной американкой», говорить и одеваться, как в лучших домах Филадельфии. Она всю жизнь, как говорится, работала над собой и достигла своей цели, общаясь в зрелом возрасте с такими дамами высшего света, как Джеки Кеннеди и Нэнси Рейган. Похоже, муж Джозеф, чью фамилию она взяла, тоже ее не очень устраивал: выйдя замуж в 1930 году, она через девять лет с ним развелась. Но три года спустя они опять сошлись: связывали дети.
Джозеф, бросив свои малоудачные начинания, стал ее партнером, вернее помощником — по профессии он был бухгалтер. Генератором идей была сама Эсте. Свою философию она формулировала так: «Красота — это состояние души. Почему все невесты красивы? Потому, что в день свадьбы они заботятся о том, как выглядят. Нет некрасивых женщин, есть только такие, кто не обращает на себя внимания или не верит, что они могут быть привлекательны».
И она старалась за умеренную цену, значительно ниже стоимости известных французских брендов, дать женщинам качественные косметические средства. Она неустанно обходила и объезжала самые шикарные магазины и салоны красоты, предлагая свои изделия, которые называла «баночками надежды». Сначала в Нью-Йорке, потом в других городах и в других странах. Рассылала бесплатно образцы самым знаменитым женщинам — таким, как принцесса Монако Грейс Келли, ставшая ее другом.
На этом этапе появилось первое фирменное новшество Эсте: она заказала для полного набора своей продукции зеленовато-голубые косметички и начала предлагать ее магазинам в таком виде. Этот цвет стали называть «Lauder blue».
В 1948 году, когда Эсте сумела улучшить цвет лица любимой дочери владельца магазина «Сакс Пятое Авеню», и ей наконец дали возможность открыть в нем свой прилавок. Голубые наборы разошлись за два дня. А настоящий прорыв произошел в 1953 году, после того как Эсте создала духи и эссенцию для ванны «Youth Dew» — «Роса юности». Эта линия благодаря чудесному запаху и относительной доступности сохранилась до сих пор. В Америке новый бренд пошел сразу — марку уже знали, а вот Европу пришлось брать штурмом.
Популярный парижский магазин «Галлерея Лафайет» никак не желал включать в свой ассортимент американскую «пародию на косметику» — как она могла состязаться с французской! Тогда Лаудер организовала, чтобы один из посетителей уронил на мраморный пол флакон «Росы юности». Целый день после этого покупатели спрашивали: что это за новый изумительный аромат? И «Галлерея Лафайет» навсегда стала другом фирмы «Эсте Лаудер».
Затем такая же «диверсия» была совершена в лондонском универмаге «Харродс», который называли «королевским»: именно в нем королевская семья покупала рождественские подарки. Это была очень важная победа Эсте Лаудер. Для нее были открыты магазины всех стран.
Женщина-легенда скончалась 24 апреля в своем доме в Нью-Йорке, на двадцать лет пережив мужа. Ей было 95 лет.
Кто-то из друзей предложил выбить на могильной плите собственные слова Эсте: «Я никогда не мечтала об успехе, я работала ради него».