Душа в телевизоре

Телевизор — как много в этой вещи для сердца… Одни его
обожают, другие терпят, остальные пытаются не замечать. Но,
как ни крути, телевизор — практически член семьи. Один
американец, разочаровавшись в слабом поле, даже решил жениться
на своем кинескопном друге. Вспомните, как в прекрасное
«застойное» время было особой радостью приобрести «Рубин»,
«Рекорд», «Горизонт». Сначала были черно-белые, потом цветные
-и жизнь наполнилась всеми цветами радуги. Союзная
телевизионная промышленность старалась по возможности
удовлетворить потребности народа.
Но потом пришли 90-е годы, и прежняя благодать исчезла.
Страна открыла ворота западной электронике, которая в
одночасье развалила производство телевизоров в стране.
Противостоять в конкурентной борьбе различным «Панасоникам»,
«Самсунгам», «Сони», «Филипсам» отечественные марки никак не
могли. Иностранцы поражали дизайном, качеством изображения,
многочисленными функциями. Доморощенные телевизоры ушли в
глухое подполье, затаившись в квартирах небогатых граждан. Акиуальным стал и ремонт телевизора PHILIPS в Москве. Тут делают самый лучший и быстрый. Причем рынок «голубых экранов» был немалым и оценивался в 2,5 -3 млн штук в год.
«Ящик» не сыграл в ящик.
Но, как говорится, ничто не вечно под луной. По словам
генерального директора технической компании «Арсенал» Алексея
Бочарова, годом возрождения российской телевизионной
промышленности стал 1997-й. Рентабельность производства
«ящиков» достигала 15%. Сильно помог телевизионщикам и
августовский кризис 1998 года, который резко сократил импорт.
Буквально за пару лет ситуация на рынке кардинально
изменилась. Если в 1998 году было произведено порядка 400
тысяч «наших» телевизоров, то к концу 2000-го эта цифра уже
достигла 1-1,2 млн штук (около 25% of’Bcero российского
рынка).
Буквальное считанное время в России появились
многочисленные телевизионные марки. Одни хорошо известны —
«Рубин», «Горизонт», «Рекорд», другие в новинку — «Полар»,
ТМТ, «Витязь», «Ролсен», «Эриссон», «Конко , «Ксантрекс»,
«Садко».
Можно выделить основные центры «телевизоростро-ения»:
Москва, город Александров во Владимирской области, Воронеж и
белорусские заводы — «Горизонт», «Витязь», есть также менее
заметные, но желающие заявить о себе центры — Новгород, Нижний
Новгород, Саратов, Саранск и т. д. При этом созданием
телеприемников в последние годы занялись bcq кому не лень. К
делу подключились даже металлурги. Диверсификация производства
стала модным занятием.
Возрождаться производство отечественных телевизоров стало
преимущественно на импортной элементной базе. Промышленники
поняли, что из наших деталей каши, то есть телевизора, не
сваришь. К примеру, продукция основного производителя кинескопов
-Воронежского электролампового завода (ВЭЛТа) ни в какое
сравнение не идет даже со средними по качеству зарубежными
аналогами. А потому взоры были обращены на иностранные рынки.
Но и тут есть разные подходы. Одни решили проблему просто:
берут и закупают в разобранном виде за границей телевизор
(таможенные сборы в этом случае заметно ниже по сравнению с
провозом целого ТВ) и уже в отчизне собирают его вновь. Это
так называемая «отверточная сборка». Хотя отвертка уже давно
не является главным инструментом. Перед тем, как выпустить
телевизор в свет, его надо протестировать, адаптировать к
российским особенностям эфирного пространства, а это уже все
дела электронные.
Второй подход разумнее. Предприятие само разрабатывает
схему телевизора, его внешний вид, функции, даже само
производит некоторые элементы (к примеру, корпус) и потом на
зарубежном рынке просто подбирает необходимые детали. Но и тут
есть различие. Одни стараются и закупают качественные детали,
другие — нет. В частности, в мире различаются кинескопы
высшего качества — «а-грейд» и похуже — «в-грейд». На
последних даже иногда пишут -«не рекомендуется устанавливать в
бытовые приборы». Но если постараться,то и из второго сорта
можно выбрать кинескопы «ничего» и вставить их в телевизоры.
Союз нерушимый.
К сторонникам собирать свои телевизоры, хоть
преимущественно и из заграничных комплектующих, можно смело
отнести участников глобальной программы «Союзный телевизор»,
которая реализуется под эгидой союзного государства — России и
Белоруссии. В проект первоначально вошли белорусские
производственные объединения «Горизонт» и «Витязь», НПО
«Интеграл», российские «Московский завод «Рубин» и «Квант» из
Москвы, ОАО «Нител» из Нижнего Новгорода, ОАО «Российская
электроника».
Инициаторы программы ставили перед собой благородные цели —
фактически возродить электронную промышленность двух
государств. Телевизионщики двух стран, объединив свои
научно-технические усилия, решили создать линию современных
телевизоров, не уступающих по качеству западным аналогам. Тем
более «Союзный телевизор» стал первой крупной программой,
реально сближающей экономики России и Белоруссии.
В ноябре 1998 года исполком союза утвердил программу
«Союзный телевизор»,- а в следующем году в проект было вложено
уже 70 миллионов рублей-из общего бюджета, в 2000 году еще
больше. Но постепенно в программе обнаружились подводные
камни, в первую очередь из-за неясного распределения
финансовых средств. По некоторым данным, около 24 миллионов
рублей пошло вовсе не на производственные цели. Не устроило
российских телевизионщиков и качество комплектующих,
приходящих из Белоруссии, и особенно навязывание воронежских
кинескопов, которые оказались никудышными. С кинескопами
дело решили — просто стали ставить иностранные, но тем не
менее российские предприятия стали проситься из союза. Хотя
надо отметить, что белорусские заводы развернулись
неплохо. Соседи разработали модели телевизоров
6-го и даже 7-го поколения, наладили производство
импортозамещающих микросхем. Выпуск цветных телеприемников на
двух белорусских заводах достиг 550 тыс. штук.
Но так или иначе, первым покинул «Союзный телевизор»
московский завод «Рубин», который решил самостоятельно делать
качественные телевизоры. К тому же вскоре у предприятия
появился новый крупный акционер (более 50% акций) —
Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК). Металлурги уже
были знакомы с производством бытовой техники. Именно они
выпускали достаточно известные холодильники «Стинол», но затем
производство было продано итальянской компании «Merloni». У
руководства НЛМК планы большие — выйти на объемы продаж около
100 млн долларов в год, увеличить выпуск с нынешних 200 тысяч
до 1 млн. При этом металлурги серьезно сместили акценты —
основное производство телевизоров переезжает на принадлежащий
«Рубину» завод «Видеофон» в Воронеже, а в Москве будут
выпускать лишь некоторые комплектующие. Новая география
производства понятна — на новом месте под боком оказывается
Воронежский электроламповый завод, 25% акций которого уже
находится в руках «Рубина». Москвичи не скрывают желания
приобрести полностью завод в собственность. Но столичным
телевизионщикам придется хорошо постараться, чтобы наладить
производство качественных кинескопов. Ведь с завода ни с чем
ушла голландская фирма «Филипс», которая в итоге продала свой
пакет акций всего за 1 рубль.
Вслед за «Рубином» покинул программу «Союзный теле-.
АССОРТИМЕНТ.
визор» и нижегородский завод «Нител». В 1999 году из
запланированных 6 тысяч телевизоров в Нижнем Новгороде смогли
собрать только 1400, в 2000 году при плане в 120 — 150 тысяч
штук было выпущено всего 600 «союзных» телевизоров.
Ни-жегородцы на союз махнули рукой и занялись производством.
недорогих черно-белых телевизоров с использованием
кинескопов Запрудненского кинес-копного завода. Но не все так
уныло в «Союзном телевизоре»:
взамен «Нитела» к российско-белорусскому проекту
подключился новгородский «Квант» со своими телевизорами
«Садко».
Соколиная охота.
Особое место в телевизионной отрасли России занимал и
занимает относительно небольшой (100 тысяч человек населения)
город Александров Владимирской области. Не случайно его
называют городом телевизоров, или маленькой телевизионной
долиной — сейчас чуть ли не половина всех российских марок
телеприемников производится в Александрове. Альма-матер
промышленности по праву считается Александровский радиозавод
(АРЗ). Именно он в советские времена производил известные
по всей стране телевизоры «Рекорд». Но в 90-е годы
завод попал в штопор кризиса и быстро превратился в
банкрота с большими долгами. Возрождение любимой марки
началось в 1996 году, когда на территории предприятия стало
работать закрытое акционерное общество «Стандарт» во главе с
активным предпринимателем из Москвы Родионом Потемкиным.
Буквально на глазах «Рекорд» возродился. В 1999 году
«Стандарт» произвел более половины российских телевизоров —
190 тысяч штук. В 2000 году эти показатели были легко
перекрыты. Компания занималась не только выпуском «Рекорда»,
но и собирала иностранных собратьев: LG, Daewoo и Samsung.
Затем к ним присоединились пылесосы. При этом «Рекорд» никак
нельзя назвать «отверточным». Все узлы этого телевизора были
разработаны александровскими конструкторами, корпуса
телеприемников отливаются в Александрове, для чего предприятие
закупило дорогостоящее импортное оборудование.
Однако хорошего у нас в стране всегда помаленьку.
Активностью «Стандарта» оказался недоволен конкурсный
управляющий радиозавода (АРЗ пока находится в стадии
банкротства) Чернов, который взял и отобрал у компании
лицензию на право пользования названием «Рекорд», У Чернова
было намерение самому заняться выпуском раскрученной марки, а
потому «Стандарт» являлся серьезной помехой. В итоге у Чернова
«Рекорды» так и не пошли, а налаженное производство оказалось
на грани развала.
Из-за этого скандала отказалась от участия в производстве
«Рекорда» столичная компания «М Видео», которая уже несколько
лет стремится диверсифицировать свою деятельность. Раз не
получилось с «Рекордом», компания стала инициатором проекта по
выпуску телевизоров под маркой «Сокол» (под таким названием в
70-е годы выпускались радиоприемники). Партнерами «М Видео»
стали техническая компания «Арсенал» из Александрова и фирма
«Сокол». Три компаньона к делу подошли серьезно — «Арсенал»
занялся разработкой начинки телевизора, «Сокол» — продвижением
марки на рынок, а «М Видео» стала основным инвестором — на
первой стадии в проект было вложено 2,5 млн долларов. На
«Арсенале» в конце 2000 года была выпущена пробная партия
телевизоров (с диагональю 21 дюйм, или 54 см) объемом в 1000
штук. К приятному удивлению «Соколы» разошлись быстро —
население приняло новую марку, тем более цены были доступными.
По словам главы «М Видео» Александра Тынкована, «Сокол» на
20 — 25% оказался дешевле иностранных аналогов из-за того, что
в цене отсутствовали транспортные расходы, таможенные сборы, да
и производить в родном отечестве дешевле. При этом по
функциональному набору, начинке, качеству изображения, дизайну
«птица» практически не уступала зарубежным «ящикам».
Воодушевившись, партнеры выпустили вторую партию -10 000
телевизоров, которая пошла преимущественно в регионы. Ее тоже
достаточно быстро раскупили, и только после этого организаторы
проекта заявили: есть такая марка «Сокол» — просим любить и
жаловать. Планы ближайшего времени -увеличить производство ТВ
до 200 тысяч штук в год (отвоевать 20 — 25% в секторе
отечественных телевизиоров), разработать целую линию
телевизоров с разными кинескопами и набором функций. На все
эти дела «М Видео» планирует выделить еще 2,5 млн долларов
инвестиций. Кроме того, партнеры намерены выпускать и другую
технику -начиная с автомагнитол и заканчивая бытовыми
приборами.
Итак, в России, хоть и с некоторым скрипом,возрождается
электронная промышленность, и не беда, что наши телевизоры
пока практически полностью состоят из заграничных деталей.
Возможно, за телевизионщиками постепенно подтянутся и
российские производители комплектующих. В любом случае
производить телеприемники лучше, чем только добывать одно
сырье и продавать его за рубеж. Как сказал директор «Арсенала»
Доча-ров, российские телевизионщики все равно будут
производить электронную технику, они умеют.это делать. И этому
не помешают ни обвалы, ни таможенные казусы. Хотя за место под
солнцем российским телевизорам еще придется побороться с
иностранцами. Пока у последних есть серьезные преимущества —
качество, масштабные рекламные кампании. Тем более, видя
оживление российских телевизионщиков, иностранные
производители всерьез задумываются о создании производств
непосредственно на территории России. Схватка между
телевизорами еще впереди, но в конце концов победу определит
потребитель. Загадочная российская душа может преподнести
интересные сюрпризы.