Книга — как вино. Чем старше, тем дороже

Антикварными книгами книготорговцы называют книжки, которым больше 50
лет, все что моложе — букинистика. Серьезные антиквары работают лишь в
Москве и Санкт-Петербурге — продать букинистическую книгу в провинции
невозможно, мало кто может заплатить за нее настоящие деньги. По некоторым
данным, антикварный бизнес даже прибыльнее издательского. Неудивительно,
что 99% специалистов, работающих на этом рынке, предпочитают не
разговаривать о своем бизнесе.
Рынок имеет несколько горизонтов: официальный, неофициальный и
подпольный. Продажа антикварных книг весьма закрытое дело. Цены на книги от
25 до 30 тыс. долларов. Самыми ликвидными считаются книги по 100-200
долларов, они продаются регулярно. Книжки стоимостью 3-4 тыс., по словам
серьезных антикваров, тоже продаются довольно часто. Сейчас от каждой
проданной книги антиквар получает, по словам одного из них, около 20%
прибыли, другие называют и 30, и 35%.
Любопытно, что сейчас сменилась прежняя устойчивая тенденция, когда
антиквариат почти всегда приобретался для вывоза из страны. Теперь антикварные книги движутся в обе стороны (подробнее на http://www.antiquariy.ru/). При этом границы играют самую маленькую роль в
процессе ценообразования. О том, как рождается цена на старинный фолиант,
«Финансовым Известиям» рассказал завотделом книг и рукописей салона
«Екатерина» Лев Шпринц: «Часто я вообще не уверен, что та или иная книга
будет продана. Смотрю в Интернете ее «биографию». Вижу, что такого, к
примеру, издания сегодня в продаже нет нигде в мире, а последняя продажа
случилась, скажем, 3 года назад за 22 тыс. долларов. Естественно, мы тогда
считаем, что книга стоит 25 тыс., хотя не уверены, что ее кто-то купит». Но
рано или поздно это все же случается.
Понятно, что покупателями владеет не просто тяга к чтению. Все издания,
на которых неплохо зарабатывают букинисты, переизданы и свободно лежат в
простых книжных магазинах. Однако библиофилу нужна именно та, первая, книга
автора, которая волею судеб вышла в Париже или Берлине. Ценятся
произведения русских поэтов и писателей либо книги, иллюстрированные
русскими художниками. Поэтому товарообмен между антикварами России и
остального мира не прекращается.
Антиквары отмечают, что сейчас у них «новая категория клиентов», с
которыми не так интересно работать, как с библиофилами, для которых редкие
книги — страсть. Теперь цены на антикварные книги могут выдержать лишь
бизнесмены, а они покупают редкие издания «либо для престижа, либо для
подарка, либо для удовлетворения собирательских амбиций, находящихся в
зачаточном состоянии».
Закрытость рынка, унаследованная с советских времен, не позволяет
корректно оценить его объем. «Зарабатывать можно», — пугливо говорят
антиквары. Но тут же с тяжелым вздохом добавляют, что такого всплеска
букинистической торговли, который наблюдался в начале перестройки, уже не
будет. Иными словами, закончилась вольница начала девяностых, когда на
ветхих книжках быстро сколачивались состояния. Теперь, чтобы оставаться на
плаву, нужно вкладывать в дело все больше знаний и средств. А дело это
превращается в серьезную профессию — с рекламой и маркетингом.