Как получить румынское гражданство россиянину

В этот день Прямая линия, по которой Владимир ЗОРИН,
министр России, курирующий национальную политику, отвечал на
вопросы наших читателей, стала поистине «горячей». Звонили со
всех уголков страны и СНГ. Самым «популярным» был вопрос: как
принять гражданство Российской Федерации? Жаловались на конкретные
проблемы, возникающие по этому поводу, просили помочь.
НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН.
— Владимир Юрьевич? Здравствуйте. Вас беспокоит семья Засухиных
из Узбекистана. В апреле 2002 года мы зарегистрировали свои паспорта
в посольстве России в Ташкенте для принятия российского гражданства.
Нас поставили на очередь и обещали в июне 2003 года решить вопрос.
Однако в июле прошлого года в посольстве отказались принимать
документы, сославшись на указ президента России. Что теперь нам
делать — уезжать в Россию нелегально?
— Если вы решили переехать на жительство в Россию, то нужно обращаться в посольство или консульство. Там в установленном порядке подготовят документы и будут решать вопрос о том как получить румынское гражданство россиянину в соответствии с законом. Правительство сейчас делает все, чтобы облегчить соотечественникам процедуру решения этих проблем. Не тяните время, начинайте действовать. Если возникнут проблемы, пишите в правительство России по адресу: Краснопресненская набережная, дом 2. Или звоните в мою приемную: (095) 205-46-35.
— Меня зовут Юрий Еременко. Владимир Юрьевич, Закон «О гражданстве
Российской Федерации» на самом деле — аморальный и антинациональный,
если говорить об интересах русского человека …
— Позвольте с вами не согласиться. Это закон своевременный,
и он определяет юридически более благоприятное отношение к соотечественникам,
желающим переехать на жительство в Российскую Федерацию. Сейчас
около 80 процентов мигрантов, прибывающих в нашу страну из СНГ,
— русские. Президент России в беседе со мной высказался за упрощение
процедуры получения российского паспорта для граждан СНГ. Такая
возможность в принятом Законе о гражданстве России предусмотрена.
Сейчас речь идет о расширении перечня лиц, которые могут претендовать
на упрощенную процедуру.
— Юрий Юдин, ветеран МВД, проживающий в Самаре. Не кажется
ли вам, что под флагом борьбы с экстремизмом и ксенофобией ведется
борьба против русских патриотов? Как и кто определяет грань,
скажем, между здоровым патриотизмом и «национальным экстремизмом»?
— Экстремизм сеет вражду и разобщенность между народами, патриотизм
— чувство любви к своей стране, общенациональное единение. Патриотизм
— понятие святое. Вспоминаю первый матч российской команды на
чемпионате мира по футболу. Я смотрел его в многонациональном
коллективе Краснодарского края и был поражен тем единым порывом,
с каким все «болели» за нашу сборную и кричали: «Россия!». И
в этом мне видится будущее наших межнациональных отношений. Патриотизм,
как и возрождение Великой России ХХI века, нельзя выстраивать
на «фобиях» — это унижает народ, разрушает гражданское общество
и государство. Мы еще только на пути к пониманию истинного российского
патриотизма.
Грань между националистическим экстремизмом и здоровым патриотизмом,
конечно, тонкая, но четкая и ясная. Если в национальных движениях,
скажем, возникает ситуация, когда начинают требовать для себя
особых условий проживания за счет других и добиваются этого путем
угроз, насилия или шантажа, то это и есть чистой воды экстремизм.
И определять эту тонкую грань должен суд.
«ЭТНИЧЕСКИЙ» ПОРТРЕТ РОССИЯН.
— Василий Шишлов из Воронежа. Итоги переписи в некоторых странах,
скажем, в Украине, оказались сенсационными: здесь за короткое
время на четверть уменьшилось количество русских. А какой «этнический
портрет» России проявила отечественная «инвентаризация» страны?
— Результаты переписи пока обрабатываются, и время окончательных
выводов еще не наступило. Тем не менее общие тенденции уже прослеживаются.
Так, по численности постоянного населения мы в целом не получили
больших сюрпризов, и Россия по-прежнему остается в десятке крупнейших
государств мира. Нас — 145 миллионов человек. А вот по регионам
наблюдаются интересные изменения. Численность населения некоторых
северных территорий, например, сократилась, а в южных, наоборот,
увеличилась.
Перепись давала каждому человеку право самостоятельно определять
свою национальную принадлежность, и многие воспользовались такой
возможностью. В результате среди крупных народов проявились свои
этнокультурные группы, скажем, казаки и поморы у русских, кряшены
и мишари у татар. В Удмуртии было выявлено около 8 тысяч бессермян,
которые в прошлую перепись не учитывались. На виду главный итог
переписи — не потерян ни один народ, не проигнорирована ни одна
национальность.
— Лариса Корнеева из Москвы. Владимир Юрьевич, как относитесь
к тому, что при переписи в России появились такие экзотические
национальности, как «славяне», «половцы», «хоббиты»?
— Да, в России снова появились «половцы». Это, скорее всего,
свидетельствует о том, что часть молодежи не считает вопрос о
национальности главным для себя. И в соответствии со своим возрастным
пониманием значимых государственных акций решила таким образом
«отметиться». Возможно, это еще одна гримаса глобализации. Кстати,
подобные процессы наблюдаются и в других странах мира. В США,
например, при переписи выявилось около 30 тысяч человек, которые
соотнесли себя с популярными героями «звездных войн».
— Анатолий Карпус, руководитель рязанского регионального отделения
Ассамблеи народов России. Сейчас нередко звучат предложения отказаться
в названиях субъектов Российской Федерации от «национального»
признака. Насколько это благоразумно в нынешних условиях?
— Я категорически против административно-территориальной реформы
сверху. Если такая реформа назрела, то должна проводиться в соответствии
с российской Конституцией — снизу, учитывая мнение народов, проживающих
на этой территории. В настоящее время активно готовятся поправки
в Концепцию государственной национальной политики России. Жизнь
в стране изменилась, и многие вопросы требуют нового осмысления.
В России, где проживают представители около 180 национальностей
и народностей, нет и не может быть одного, универсального решения
национальных проблем. В стране для этих целей действует три модели
— национально-территориальные образования, национально-культурные
автономии и специфическая модель решения проблем малочисленных
коренных народов. Так, 32 субъекта Российской Федерации из 89
построены по национально-территориальному принципу: 21 из них
имеет статус республик, 10 — автономных областей и 1 — автономного
округа. Лишь в 7 из 32 национально-территориальных образований
«титульная нация» составляет большинство.
— Вас беспокоит Светлана Миронова. Зачем нужен Закон «О национально-культурных
автономиях», если его практическое исполнение зависит от прихоти
властей? Я адыгейка по национальности, и в бесполезности этого
закона меня убедила сама жизнь.
— Закон был принят в 1996 году. Он вытекал из концепции государственной
национальной политики РФ. И позволяет создавать экстерриториальные
общественные организации граждан для удовлетворения национально-культурных,
информационных потребностей в языке, образовании. На сегодняшний
день этим законом воспользовались 60 национальностей и образовали
свои национально-культурные автономии на территории нашей страны.
На первом месте оказались немцы — 68 таких объединений. Далее
идут татары — 63, евреи — 29, армяне — 18 национально-культурных
автономий. Всего сегодня в России существует 300 национально-культурных
автономий разного уровня: 14 федеральных, 100 региональных и
около 200 местных.
Но я с вами согласен — закон несовершенен. В нем недостаточно
четко указана ответственность различных уровней власти за решение
вопросов национально-культурной автономии. Сейчас в Государственной
Думе готовятся некоторые изменения в действующий закон.
— Леонид Першагин, инженер-конструктор Казанского вертолетного
завода. Как случилось, что в такой многонациональной стране,
как Россия, ликвидировано ведомство, занимающееся национальными
и этническими вопросами? Будет ли оно восстановлено?
— Если говорить конкретно о причинах ликвидации «национального»
министерства, то их несколько. В том виде, в каком министерство
существовало, оно свои задачи выполнило. За последнее время была
наработана минимальная правовая база, определяющая этнокультурные
отношения в стране. Это указ президента Российской Федерации
о концепции государственной национальной политики, законы о национально-культурной
автономии, о языке, о гарантиях прав коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока. Теперь уже сами эти законы
обеспечивают регулирующую роль, которую исполняло министерство.
Тем не менее в Кремле зреет решение о воссоздании министерства
или комитета, занимающегося национальными и этническими проблемами
страны.
НЕКОРРЕКТНЫЕ ВОПРОСЫ.
— Магомед Расулов из Дагестана. У меня такой вопрос: с Россией
воюют чеченцы, но почему московская милиция «шмонает», извините
за уголовное словцо, на рынках всех кавказцев? Скажу честно,
я устал быть «лицом кавказской национальности».
— Вопрос, мне кажется, поставлен некорректно. С Россией воюют
не чеченцы. Мы столкнулась в Чеченской республике с международным
терроризмом. Лично я как министр осуждал и осуждаю любые проверки
по национальным признакам. К сожалению, такие факты есть, но
они не остаются без внимания с нашей стороны. В московском правительстве
действуют «горячие» линии, где специалисты помогут каждому при
возникновении проблем.
— Я — коренной москвич, Игорь Атаманов. Недавно в одной из
газет прочитал о том, что к 2050 году в столице не останется
русских, а будут лишь одни кавказцы. До недавних пор я был интернационалистом,
среди друзей имел и грузин, и азербайджанцев, и узбеков, а сейчас
у меня растет какое-то озлобление… Они захватили рынки, магазины
и рестораны, устанавливают там свои законы. Опять же развращают
наших девчонок… Кто остановит это? Или власть взяла курс на
создание «великой России без русских»?
— Пожалуйста, оставайтесь интернационалистом. Вы видите лишь
внешнюю сторону проблемы, скажем, захват рынков. А кто в действительности
руководит этими рынками? Сами понимаете, без местной власти невозможно
получить даже точку в торговом ряду. В настоящее время принята
новая законодательная база по миграционной политике государства.
Если говорить конкретно о ситуации на рынках Москвы, то столичное
правительство имеет все полномочия для оздоровления обстановки
на них.
— Яков Шаховский из Петрозаводска. У нас в городе есть старое
еврейское кладбище, уже не действующее. И на его воротах постоянно
пишутся антисемитские лозунги. СМИ нередко сообщают о том, что
какие-то молодчики разрушают памятники на еврейских кладбищах.
Странно, но этих молодчиков милиция никогда не находит, и вандализм
остается безнаказанным. До каких пор правительство будет негласно
покрывать антисемитизм?
— Антисемитские выходки, вандализм на национальных кладбищах,
расстрелы мечетей, армянские погромы, антирусские настроения
— это порождение роста социальной напряженности и неконтролируемой
миграционной политики в стране. Ни один крупный конфликт на национальной
почве не зарождался как этнический. Рычагом в решении национальных
проблем стали законы о противодействии экстремизму. Но одними
административными мерами экстремизм не остановить, противостоять
ему должно само общество. Люди не должны забывать о своем гражданском
долге.
На борьбу с экстремизмом направлена и принятая в 2001 году
федеральная целевая программа по формированию толерантного сознания
в российском обществе. Ее конкретные задачи сводятся к тому,
чтобы россияне были людьми, свободными от национальных предрассудков.
С этой целью предусматривается более широкая пропаганда национально-культурных
традиций, перевод этнокультурного образования на правовую основу,
бережное отношение к русскому и другим языкам…
Ваш упрек в том, что органы государственной власти не реагируют
на факты экстремизма, не наказывают молодчиков, разрушающих памятники,
— кстати, не только на еврейских кладбищах, — нельзя отвергнуть
с порога. Но государство и исполнительная власть будут последовательно
пресекать любые проявления экстремизма — будь это антисемитизм,
негативное отношение к кавказцам или разжигание антирусских настроений…