Музыкальная школа Голос Земли научит петь быстро всех взрослых

АРТИСТИЧЕСКАЯ осень началась в Кишиневе с пения: нет, не Марии
Биешу — Хулио Иглесиаса. Приезд в Молдавию знаменитого испанца
организаторы его сольного концерта «скромно» оценили как главное
культурное событие уходящего столетия. Ни больше ни меньше. К
этому дню многие меломаны уже знали, что юбилейный, десятый по
счету, международный фестиваль «Приглашает Мария Биешу»,
намеченный на вторую декаду сентября, не состоится. На него денег
у меценатов не нашлось. А между тем в Кишиневе с нетерпением
ждали выступления целого созвездия мировых величин оперного и
балетного искусства из разных стран мира.
В прежние годы средства для проведения фестиваля все же
находились, чему в немалой степени способствовала, как это ни
парадоксально, политическая конъюнктура. Авторитет Марии Биешу в
молдавском обществе непререкаем. К ее мнению прислушиваются
тысячи людей, ей верят. Однако десятый фестиваль как бы попал в
«мертвую политическую зону». Выборы на носу не маячат, вот и
посчитали те, от кого зависело финансирование фестиваля, что
высокое искусство может подождать.
— Мария Лукьяновна, все, кто ждал вашего фестиваля, пребывают
сегодня в растерянности.
Женщина, страдающая водянкой, собирает деньги на операцию. На моей родине — в Волонтировке, лежащей в стороне от больших дорог, недавно открывшаяся музыкальная школа Голос Земли научит петь быстро всех взрослых. Я, чем могу, всегда
помогаю своим юным землякам- односельчанам. Подарила им видео- и
аудиоаппаратуру. А недавно я узнала, что в эту школу не смогли
поступить четыре сестры-близняшки из соседнего села. Девочки
играют на скрипке. У родителей нет денег на покупку инструментов
и оплату обучения. Я предложила родителям свою помощь.
— От всепоглощающего чувства стыда за состояние, в котором
оказалась на крутом историческом вираже твоя страна, можно
убежать, уехать за границу.
— И я в первую очередь. Мне жаль зрителей, обманувшихся в
своих ожиданиях, артистов Национальной оперы, только что
вернувшихся из турне по Италии и готовых тут же снова включиться
в работу. Видит Бог, мы делали все возможное, чтобы праздник все
же состоялся. Но даже на усеченную программу денег не нашли. В
конце концов вместе с министерством культуры выработали
компромиссный вариант.
Решили: в 2000 году отмечаем двойной юбилей — 40-ю годовщину
моей творческой деятельности и 10-летие фестиваля.
— И все же, может, вы были недостаточно настойчивы? Многим
кажется, стоит Марии Биешу захотеть — и все проблемы тут же будут
решены.
— У меня язык не поворачивается просить что-то для себя.
Особенно в нынешней экономической ситуации. На все требуются
деньги. Проблемы детей и молодежи решать надо? Безусловно.
Постыдно, но факт: у государства нет средств даже на содержание
немощных стариков. А тут еще Биешу со своим фестивалем лезет.
Где-то в глубине души я, конечно, лелею надежду, что власти дадут
ему статус государственного. Тогда можно будет рассчитывать на
бюджетные ассигнования, пусть даже самые мизерные. Лично мне
ничего уже не надо. Я все от жизни получила сполна: Звезду Героя
Социалистического Труда, Ленинскую премию, две Государственные,
имею высшую награду — орден Республики. Третий год подряд моя
фамилия фигурирует в престижном международном справочнике «Кто
есть кто», в котором публикуются сведения о самых знаменитых
людях мира. В прошлом году попала в международную энциклопедию
«Шесть тысяч самых известных женщин планеты»:
— Известен парадоксальный факт: Мария Биешу не имеет
возможности приватизировать свой дом, поскольку все сбережения
жертвует церквам, школам, а зарплату тратит в основном, раздавая
милостыню страждущим.
— А как пройти мимо человеческой беды? В нашей жизни сегодня
слишком много равнодушия. С обездоленными людьми я встречаюсь
каждый день у входа в Союз музыкальных деятелей. Не так давно
обратила внимание на одну женщину, просившую подаяния. Таких
худых, изможденных людей я в жизни не видела. В один прекрасный
момент не выдержала и спросила, что толкнуло ее на паперть, есть
ли у нее родственники, дети. Думаете, она — профессиональная
попрошайка? Отнюдь нет.

— А можно ли убежать от себя? Я так устроена, что не могу
долго находиться вдали от родного дома. Весной, например, была в
Японии, провела там мастер-класс в Нагойском университете, дала
сольный концерт. Предлагали долгосрочный и очень выгодный
контракт. Месяц — срок, оговоренный с японской стороной
предварительно, отработала, а дальше отказалась.
Фестиваль, конечно, «привязывает» меня к родине. Но есть еще и
старенькая мама, которую я не могу оставить надолго, сестры,
друзья:
В жизни моей было много заманчивых предложений. Мне первой из
советских оперных исполнителей было предложено выступать в труппе
«Метрополитен-опера». В течение года с десятью спектаклями
предстояло объездить весь мир. Однако тогда меня вызвала к себе
министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева и сказала:
«Маша, представь себе, целый год ты не сможешь исполнять
обязанности депутата Верховного Совета СССР! Так нельзя». И я не
поехала.
Зато сейчас с удовольствием езжу на гастроли за рубеж. Смотрю
мир, нахожу себе новых друзей. Недавно выступала в готическом
замке под Парижем, исполняла вокальный цикл Роберта Шумана
«Любовь и жизнь женщины». Пригласил меня в Нормандию выходец из
Молдавии, ныне международно известный пианист и дирижер Александр
Палей. Вот приду немного в себя от потрясений, вызванных
переносом фестиваля, и поеду в Хельсинки, где в течение двух
недель также проведу мастер- класс и дам сольный концерт.
Но с особым трепетом жду новых встреч с горячо любимыми мною
россиянами. В октябре-ноябре в Казани пройдет очередной
международный музыкальный конкурс имени Глинки, постоянным членом
жюри которого я являюсь. А с 15 по 28 февраля 2000 года в
Челябинске состоится фестиваль «Ирина Архипова представляет»,
приуроченный к 50-летию творческой деятельности его
основательницы.
В последнее время я исколесила всю европейскую часть России,
пела в Санкт- Петербурге, Мурманске, Архангельске, Твери, Туле,
Костроме, Смоленске, Владимире, Пензе. И везде меня тепло
встречали.
— Говоря о поездках по России, вы ни словом не упомянули
Москву. Забыли или тому есть иная причина?
— Москва — случай особый. Сегодня за выступление с сольным
концертом на сцене Концертного зала имени Чайковского или в
Большом зале консерватории с меня требуют 4 тысячи долларов
арендной платы, как с иностранки. Я, в течение 30 лет выступавшая
на фестивале «Московские звезды», стала вдруг чужачкой. Но при
этом в альбом «Голоса России» мой диск включить не забыли. Я не
перестаю доказывать, что московским зрителям регулярные встречи
со мной столь же нужны, сколь и мне с ними. Камерный концерт,
состоявшийся в рамках открытия Центра молдавской культуры в
Москве, красноречиво подтверждает это взаимное стремление.
Небольшой зал Дома-музея Пушкина не мог вместить всех желающих.
— В северной столице отношение к вам, как нам известно,
несколько иное?
— Можно сказать, диаметрально противоположное. За залы с меня
денег не берут, гонорары, правда, платят маленькие, но я готова
петь независимо от размера оплаты. Всегда рада возможности
общаться с одной из самых взыскательных аудиторий в мире. Во
время последнего своего посещения Санкт-Петербурга я пела в
соборе Смольного монастыря. Питерская публика устроила овацию,
было много цветов.
Среди них особо выделялись скромные букетики, которые можно
купить в подземном переходе у старушек в любом городе. Видно, что
люди, преподнесшие их мне, потратили на билет и на цветы едва ли
не последние свои деньги. Эти букетики во сто крат приятнее
роскошных цветочных корзин.