Правило высоких цен на мебель

Конкурировать с импортом смогут только крупные компании.
Российские изготовители мебели впали в депрессию. В 2001 году
объем производства впервые за последние несколько лет снизился по
сравнению с предыдущим годом. Сокращение, правда, пока
незначительное. Настораживает другое — прогнозы на 2002 год еще
менее утешительные. Аналитики уверены — доля отечественной
продукции на мебельном рынке будет сокращаться и дальше.
И это при том что потребитель уже готов поверить в российские
фабрики и благосклонно отнестись к качеству местных шкафов и
диванов. Но время импортеров уже наступило. Западно- и
восточноевропейские товары увеличивают свою долю на российском
рынке и вплотную приблизились к докризисным показателям. Ничего
хорошего не ожидают российские производители и от вступления
России в ВТО. Они уверены, что снижение ставок таможенных тарифов
погубит большинство фабрик. На плаву останутся лишь единичные
крупные производители.
На российском мебельном рынке складывается странная ситуация.
С одной стороны, чиновники констатируют неудовлетворительные
результаты работы отрасли, а с другой — производители жалуются на
растущий импорт, доля которого на рынке уже превысила критический
уровень. А вот по утверждению розничных торговцев, ныне в России
активно растут продажи именно отечественной мебели.
Сейчас в России насчитывается около 3 тыс. предприятий,
выпускающих шкафы из натурального дерева на заказ, диваны и прочую домашнюю или офисную утварь.
Однако большинство фабрик — старые, мелкие, тихо доживающие свой
век советские производства. Около 80% общего объема выпуска
сегодня приходится на 500 крупных предприятий. Заметных игроков,
серьезно занимающихся маркетингом, создающих собственные сети
сбыта и обновляющих ассортимент, среди них не более двух
десятков.
По данным Ассоциации предприятий мебельной и
деревообрабатывающей промышленности России, объем отечественного
мебельного производства в 2001 г. составил 21,6 млрд руб. В
абсолютных цифрах это почти на 17% больше уровня 2000 г. «Однако
если приводить показатели в сопоставимых ценах, то получается,
что ни о каком увеличении объемов речи не идет. Наоборот,
показатели снизились на 1,4%, — говорит Андрей Шнабель,
заместитель генерального директора, исполнительный директор
ассоциации. — Среднегодовой уровень дефляции в 2001 г. оказался
больше, чем прирост производства в стоимостном выражении. А это
уже говорит о стагнации отрасли».
Однако представители российской мебельной розницы утверждают,
что активнее всего в прошлом году продавалась именно
отечественная мебель. «Уровень продаж российской продукции вырос
очень сильно. Наша мебель всегда была дешевой, а теперь
становится еще и все более качественной. Конечно, наши
производители закупают импортные ткани, копируют западные модели,
но основное производство приходится на Россию, поэтому цены
оказываются в 1,5-2 раза ниже импортных. Благодаря этому в
секторе мягкой мебели эконом-класса, который сейчас развивается
динамичнее всего, российские производители уже практически
вытеснили импорт», — считает Дмитрий Берман, руководитель отдела
маркетинга управляющей компании мебельных центров «Гранд» и «Три
кита».
Крупные производители полагают: отрицательных показателей
отрасли бояться пока не стоит, поскольку у основных участников
рынка дела идут довольно неплохо. «По нашим расчетам рынок растет
в среднем на 10-12% в год и наши объемы увеличиваются примерно
так же. Конкуренция с импортом, конечно, есть, но ниши у нас
разные», — говорит Дмитрий Коновалов, начальник службы сбыта
мебельной фабрики «Шатура». Впрочем, оптимизм «Шатуры» удивления
не вызывает: это предприятие является лидером отрасли, и
аналитики уже говорят о том, что фабрика готовится к выходу на
фондовый рынок.
Мелким заводам придется гораздо сложнее. По мнению Коновалова,
на рынке сейчас начался процесс укрупнения компаний и серьезные
игроки захватывают себе все большие доли. Небольшим заводам
придется либо вливаться в состав более крупных предприятий, либо
уходить в самую низкую ценовую нишу. «Но это уже цены на грани
себестоимости, при такой политике продаж компания никогда не
сможет добиться нормальной рентабельности», — объясняет Кирилл
Денисов, аналитик компании «Мебелум».
Есть и еще один выход — не создавать продукцию под собственным
брендом, а размещать у себя заказы более крупных компаний. Тем
более что иностранные производители, привлеченные дешевой рабочей
силой и большим количеством древесины в России, готовы
предоставить россиянам такую возможность.
Например, шведский мебельный гигант IKEA в прошлом году
разместил в России заказов на сумму $50 млн. В ближайшие пять лет
закупочное подразделение компании собирается довести эту цифру до
$500 млн. Около 30% этой продукции останется на внутреннем рынке.
Аналитики считают, что осваивать заказы IKEA будут как раз
небольшие российские предприятия, теряющие сегодня собственные
рынки сбыта.