Выбираем современный диван в гостиную — Петербург без Матвиенко

Выбираем современный диван в гостиную

Днепропетровскиъ производителей мебели ждут нелегкие времена.
Ситуация на региональном рынке мебели становится все более
напряженной. Местные производители, обеспокоенные усиливающейся
экспансией со стороны внерегиональных конкурентов, пытаются
организовать им совместный отпор. Бороться им есть за что:
годовая емкость регионального рынка оценивается примерно в 500
млн рублей (речь идет только о легальных поставках, проходящих
официальным путем). С другой стороны, все новые структуры
проявляют интерес к Самаре, и в их числе — мощный европейский
концерн IKEA, который вполне способен «подвинуть» самарских
производителей с рынка.
Лето 2017 года окажется решающим. Кроме областных компаний, за
право получить выгодные контракты на поставки самарским
потребителям будут сражаться конкуренты из соседних регионов.
Повышенный интерес объясняется большой емкостью регионального
мебельного рынка во всех сегментах. В мебельном можно купить красивый диван в Днепропетровске, стенки и
элитные виды домашней и офисной мебели в стиле classic или
modern. Столкновение интересов самарских производителей и
«варягов» из соседних регионов вылилось в жесткую конкурентную
борьбу. Назвать будущего победителя невозможно. До сих пор
местные мебельщики удерживают свои позиции, но это удается им все
с большим трудом.
Вторжение внерегиональных производителей началось после
августовского кризиса. До лета 1998 года доля импорта на
самарском рынке составляла 70%, сейчас же она снизилась до
20-25%. Поставки импортной мебели фактически прекратились, и все
ниши временно опустели. Отечественные предприятия использовали
представившийся им шанс и начали заполнять вакантные места. Не
стала исключением и Самара.
Треть самарских компаний, ранее торговавших импортом, открыли
собственное производство или приступили к развитию уже имевшихся
у них мощностей. В число компаний, контролирующих в совокупности
около 60% всех продаж в области, вошли «Авиакор-мебель», «Новый
Эдем» (до 34%), «Росметалл», «Эллипс», Похвистневский мебельный
комбинат, Борская, Чапаевская и Сызранская мебельные фабрики. По
данным областного департамента промышленности и торговли, за 1999
год 11 крупных и 436 мелких предприятий увеличили объемы
производства, выпустив продукции на 204 млн рублей. В число
негласных лидеров рынка вошли «Новый Эдем» (динамика роста 396%),
Сызранская мебельная фабрика (порядка 226%),Борская мебельная
фабрика (более 240%) и т.д. Местные предприятия производят
практически весь спектр мебели, пользующейся устойчивым спросом
как в Самаре, так и в соседних областях. Доля вывозимой из
области продукции достигает 20-25% от всего объема производства.
Мебельщики признают высокую рентабельность их бизнеса, но при
этом говорят о его рискованности. Так, по мнению председателя
Самарской ассоциации производителей и продавцов мебели Александра
Иванова мебельное производство напрямую зависит от
покупательского вкуса и спроса, а он постоянно меняется.
Тем не менее риск оправдан: общий объем потребления
регионального рынка (с учетом госзаказа) составит в 2000 году
более 500 млн рублей. Кроме того, специалисты Минэкономики
предсказывают волну покупательского бума на период 2000-2003
годов. На это время придется пик физического и морального
старения мебели, приобретенной в 80-90-е годы.
Подъем мебельной промышленности не ограничивался рамками
только Самарской области, и вскоре отечественные мебельные
комбинаты обратили внимание на емкий и богатый самарский рынок. В
область хлынул поток мебели из Ульяновска (до 40% ввоза), Москвы
и Подмосковья (10%), Санкт-Петербурга (5%), Воронежа (около 10%)
и т.д. Эта волна оказалась весьма значительной: в течение 1999
года в области было продано отечественной мебели, произведенной
за ее пределами, примерно на 180-200 млн рублей. Это официальная
цифра. Она не учитывает «серых» поставок и реально может быть
гораздо выше.
Главным козырем конкурентов стала сравнительно низкая
себестоимость, достигнутая благодаря льготам и субсидиям со
стороны руководства ряда регионов. Особенно отличаются
откровенным демпингом (отпускные цены ниже самарских почти вдвое)
ульяновские мебельные комбинаты.
Обеспокоенные вторжением, которое началось еще с 1998 года,
порядка 25 самарских мебельных предприятий (в том числе «Эллипс»,
«Авиакор-Мебель», Борская и Похвистневская мебельные компании,
«Новый Эдем») объединились в Ассоциацию производителей и
продавцов мебели, которая должна лоббировать их интересы во
властных структурах. Правда, до настоящего времени ее участники
занимались преимущественно вопросами организации своей
деятельности. Сейчас, по данным «СО», ситуация в корне меняется.
Самарские мебельщики решили если не остановить проникновение
«чужаков», то хотя бы стабилизировать свои позиции на рынке.
Борьба ведется сразу по нескольким направлениям. Первое — это
привлечение покупателей к изделиям местного производства
посредством активного применения разнообразных маркетинговых
ходов. Так, в борьбе за клиента участники ассоциации собираются
проводить выставки-продажи своей продукции. В то же время
ассоциация берет на себя обязательство заниматься комплектацией
заказов, создавать сервисные центры и развивать местное
производство. А при необходимости она готова отстаивать интересы
всех своих участников в судебном порядке (например, в случае
столкновения с налоговыми и другими государственными органами).
Кроме удовлетворения покупательского спроса, местные
производители могут заработать на выполнении государственных
заказов. В области порядка 30-40 потенциальных покупателей
(региональные и муниципальные власти, МВД, Минобороны, МЧС,
учебные заведения и т.д.), на приобретение мебели для которых
бюджет выделяет значительные средства (до 200 млн руб-лей в год).
Однако по большей части они проходят мимо самарских предприятий,
хотя их мощности позволяют выпускать мебель любого класса в
необходимых количествах. Кроме того, с бюджетными структурами,
подобными Главному управлению исполнения наказаний, самарские
мебельщики пытаются найти нетрадиционные точки соприкосновения,
ведя переговоры об организации на их территориях мебельных
производств.
Пока мебельщики не видят реальной поддержки от государства.
Более того, они сетуют на многочисленные препоны. Одной из них
стало принятое в 1999 году правительственное постановление «О
дополнительной сертификации мебели». В соответствии с ним все
изделия из древесины подлежат обязательной сертификации
санэпидемстанции независмо от уже имеющегося сертификата качества
на сырье.
Проведение данной процедуры обходится предприятию по меньшей
мере в 25 тысяч рублей. С учетом того, что многие производители
выпускают в среднем 10-20 единиц изделий в месяц, нетрудно
представить, насколько возрастает розничная цена каждого из них.
Подобные действия только тормозят развитие предприятий и
уменьшают их шансы в борьбе за рынок. Слабые стороны самарских
предприятий уже заметили их крупные конкуренты, и не исключено,
что обслуживать растущий спрос на мебель будут не только местные
производители, но и московские в кооперации с иностранцами. По
информации «СО», интерес к московским и некоторым самарским
мебельным предприятиям проявила шведская компания IKEA
(крупнейший европейский производитель мебели). Представители IKEA
уже посещали инкогнито Самару, знакомились с производствами,
изучали состояние рынка, платежеспособность населения и т.д. Это
означает, что в скором времени можно ожидать появления в
областных городах мебельных магазинов-складов шведского концерна.
Тогда для местных производителей наступят совсем тяжелые времена.
Некоторым из них придется покинуть рынок.